Тверское педагогическое краеведение

11 Начиная с 1714 года открываются первые всесословные цифирные светские школы, растёт число архиерейских школ и семинарий, в которых стали обучаться дети не только духовных, но и светских лиц. Ещё в 1701 году была основана имевшая большое государственное значение Школа математических и навигацких наук, подготовившая большое число технически грамотных специалистов. В дальнейшем организовывались артиллерийские школы в Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, горнозаводские школы при уральских горных заводах. По замыслу Петра I в Санкт-Петербурге были открыты Морская академия, школа корабельных мастеров, инженерная и хирургическая школы. При нём начала выходить первая русская газета, широко развернулось издательское дело, было выпущено много книг на русском языке, в том числе и такие учебники, как «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого. Единомышленники поддерживали эти преобразования и нововведения. Принимая самостоятельные решения, Пётр I прислушивался к их мнению, читал их книги. Общественный деятель и просветитель Феофан Прокопович (1681-1736) был ректором Киевской академии. В 1716 году Пётр вызвал его в Петербург. В 1721 году Ф. Прокопович, поддерживаемый царём, организовал там школу с передовыми методами преподавания и воспитания. В 1720 году просветитель издал букварь «Первое учение отрокам». Педагогические взгляды он изложил в книге «Духовный регламент» в специальном разделе. Близки Петру были и взгляды на важность просвещения народа для процветания страны Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), видного русского публициста и экономиста, автора известного сочинения «Книга о скудости и богатстве». Он был сторонником просвещения народа, доказывая экономическую выгоду обучения крестьян — не только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1