Тверское педагогическое краеведение

113 Родился Сергей Александрович в 1833 году, 2 мая, в селе Татево. Воспитывался дома. В 1849-1853 годах он учился в Московском университете. Два года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Стал позднее учёным-ботаником и с 1859 по 1868 год преподавал в Московском университете физиологию растений. Приезжая в родное имение, он попробовал давать уроки в школе, которую открыла в 1861 году для крестьянских детей его сестра Варвара Александровна. В своей автобиографии он записал: «С 1875 года состою учителем в Татевской сельской школе». Это стало увлечением на всю жизнь. Он выстроил отдельное деревянное здание «школы с общежитием», где жили дети из дальних сёл. В России это был первый опыт строительства школы- интерната для крестьянских детей. Не все современники поддерживали его идею школы-интерната. И сам Рачинский предостерегал их от бездумного копирования. Он считал, что его проект был рассчитан на определённые условия и местность северо-западного края России. В школе широко использовались приёмы и методы народной педагогики, направленные на воспитание добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядочного человека. Создавались условия для такого воспитания. Большое внимание уделялось правильному, научному ведению сельского хозяйства. Уроки естествознания, ботаники проводились в замечательном парке, где насчитывались сотни пород самых разнообразных деревьев и кустарников, на школьном огороде и пришкольных цветниках. До сих пор сохранился и охраняется государством построенный в 1880-е годы домик для садовника. При школе была большая пасека, изучалось пчеловодство. Были мастерские, где ученики знакомились с местными ремёслами и осваивали их (плетение, вышивка и т.д.). Серьёзное внимание уделялось воспитанию любви к искусству. При школе были художественная мастерская, отличный, известный на всю округу хор, где пели и дети, и взрослые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1