Тверское педагогическое краеведение

114 Очень много внимания уделялось проведению школьных праздников. Двери школы были для всех открыты. Сергей Александрович и жил при школе с целью расширения общения с учениками. Этого же принципа придерживались и его преемники. Сергей Александрович приглашал для работы в опекаемые им школы хороших специалистов, создавая условия для их работы. В Татевской школе изобразительному искусству учил художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, а пению — дирижёр С.В. Смоленский, руководитель придворной певческой капеллы. Своих лучших учеников Сергей Александрович направлял для продолжения образования в различные учебные заведения России. Заботясь об обучении девочек, он открыл в селе Татево в 1897 году «женскую гимназию», разместив её в здании, которое первоначально Варвара Александровна построила для сельской больницы. Обучение девочек было тесно связано и с практической направленностью. При гимназии была хорошая швейная мастерская. Девочки овладевали также мастерством вязания, вышивания, искусством ведения домашнего хозяйства. Сергей Александрович видел в образованной женщине-матери «хранительницу добрых заветов минувшего и носительницу добрых чаяний будущего». Ему были близки и понятны взгляды К.Д. Ушинского на важность образования для женщины — матери и первой воспитательницы детей в семье. Рачинский в эти годы много пишет, осмысливая и обосновывая всё то, что связано со становлением сельской крестьянской школы в России. В своих работах Сергей Александрович особое внимание уделяет проблемам воспитания настоящего гражданина, труженика. Наибольшую известность приобрёл в России сборник его статей «Сельская школа». Это его главный педагогический труд, где он весьма успешно для своего времени решает проблемы воспитания и обучения в начальной народной школе. Его, как и многих передовых отечественных педагогов того времени, волновали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1