Тверское педагогическое краеведение

115 вопросы, как помочь учителям растить высоконравственных и грамотных кормильцев страны, чтобы возродить вымирающие русские деревни. Это очень актуально и в современных условиях. С.А. Рачинский учил любить родную землю, людей, учил искусству общения. Гости Татева, среди которых были С.Д. Шереметьев, писатель Н.А. Энгельгардт, философ В.В. Розанов, профессор Московского университета В.Н. Лясковский и многие другие известные деятели, в первую очередь были гостями учеников в школе. Сергей Александрович старался сделать всё, от него зависящее, чтобы крестьяне жили полноценной трудовой жизнью, осознавая свою ответственность за жизнь окружающих людей, прежде всего детей. Много огорчений вызывало у него пьянство среди крестьян. В школе часто проводились беседы с учениками, направленные против этого зла. Однако существенного изменения не было. Рачинский очень огорчался, когда, через несколько лет после окончания школы, встречал своих учеников пьяными. Он упрекал себя за то, что не закалил их воли против самого обыденного, самого опасного из искушений. Для него стало очевидным, что для ограждения учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. В своей книге «Из записок сельского учителя» (1888-1890) он писал: «Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время уже были взрослыми) общества трезвости, то есть абсолютного воздержания от спиртных напитков... 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию нами был произнесён в церкви торжественный обет такого воздержания сроком на один год. С тех пор обет этот ежегодно возобновлялся 5 июля почти теми же лицами, с небольшим ежегодным приростом. Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70. Состояло общество почти исключительно из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1