Тверское педагогическое краеведение

116 бывших учеников Татевской школы, и постоянное его ядро составляли вышедшие из этой школы учителя». Рачинский отмечал, что польза, приносимая этим маленьким обществом, не замедлила сказаться. Абсолютная трезвость учителей возносила их авторитет в глазах учеников и родителей. Да и всем она принесла ту пользу, которую приносит всякое сознательное самоограничение, всякое постоянное упражнение воли, направленное к добру. Постоянно число членов общества трезвости возрастало и к 1890 году достигло 700 человек, то есть оно объединяло уже жителей не только Татева, но и соседних сёл. У Рачинского появилось много последователей, особенно из числа учителей — бывших его учеников. Рачинский считал, что отвращение и ужас, возбуждаемые в здоровой части сельского населения последствиями пьянства, несомненно способствовали возникновению общества трезвости. Он был убеждён, что «размножение школ» очень важно в борьбе за трезвость. «Движение возникло в школьной среде, ею поддерживается и распространяется», — писал он. Только в доброй школе дети слышат безусловное порицание пьянства, слышат своевременное предостережение от пагубной привычки, и, что ещё важнее, только в ней видят они пример жизни совершенно трезвой, испытывают на себе её благотворное влияние. Особой его заботой была подготовка народных учителей из крестьян. Именно такому своему бывшему ученику Аркадию Аверьяновичу Серякову он передал управление Татевской школой в 1895 году, когда уже не имел сил и здоровья для продолжения учительской работы. Среди попечителей его школ ещё при жизни он назначил сестру Варвару Александровну, всю жизнь, как и её брат, посвятившую обучению крестьянских детей, своего ученика, известного художника Н.П. Богданова-Бельского и других близких ему людей. Надо отдать должное, что все его последователи очень честно и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1