Тверское педагогическое краеведение

12 русских, но и других народностей России, так как с повышением грамотности растёт и производительность труда. В знаниях богатство, в невежестве скудость — вот основа рассуждений И.Т. Посошкова. Он требовал «обязательного 3-4-летнего обучения для крестьянских детей с тем, чтобы не было и в малой деревне безграмотного человека». Ближайшим сподвижником Петра и в реформах просвещения, и в других преобразованиях был Василий Никитич Татищев (1686-1750). Учёный и педагогический деятель, увлекавшийся историей и географией России, он собрал большое количество древних рукописей и документов, на основе которых составил «Историю российскую». Он выступал за открытие в стране библиотек, за развитие типографского дела. Татищев — автор известной книги «Разговор о пользе наук и училищ». К полезным наукам он относил письмо, красноречие, иностранные языки, арифметику, геометрию, землемерие, механику, физику, химию и др. В.Н. Татищев был начальником всех уральских и сибирских заводов. На реке Исеть он построил большой завод с рабочим посёлком, давшим начало городу Екатеринбургу. В этом посёлке в 1720 году он открыл цифирную школу. В арифметическом отделении этой и других цифирных школ, которые положили начало государственной системе просвещения и повсеместно открывались по указу Петра I с 1714 года (в Твери — в 1716 г.), преподавались арифметика, геометрия, логарифмические вычисления, тригонометрия и «знаменования» (то есть черчение и техническое рисование). Можно сказать, что Петром I и его единомышленниками была заявлена такая программа, на решение которой потребовались десятилетия и века. Царь не просто рассуждал о пользе образования, но предпринимал решительные шаги, чтобы это стало реальностью. Он хорошо понимал, что на рубеже XVIII века происходит большой сдвиг в социально-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1