Тверское педагогическое краеведение

128 ответственности перед собой и коллективом, воспитание личности. Такая методика нацелена на то, что каждая экскурсия, поход содержат огромный познавательный и воспитательный потенциал. Арсений Дмитриевич учил нас этому действенно — и в теории, и на практике. Прошли годы. Я уже работала завучем в средней школе № 11 и вела уроки литературы в старших классах и литературно-краеведческий кружок. Мы пригласили на одно из занятий Арсения Дмитриевича. И с этого дня он стал самым уважаемым и интересным участником всех наших занятий. Дорогой гость приходил в сопровождении учеников, которые несли за ним тяжёлые сумки с очень интересными вещами. Читали произведения А.С. Пушкина. А Арсений Дмитриевич доставал из сумки дорожные колокольчики, великолепная коллекция которых, от самых маленьких до внушительных размеров, собиралась им в течение многих лет. О каждом из них он интересно рассказывал, читал надписи, связывал их историю с русской поэзией. Однажды принесли на занятия гусли, затем настоящую Библию. Арсений Дмитриевич с юмором рассказывал, как они у него появились. Это было во время войны. Жена отправила его в магазин отоварить продуктовые и хлебные карточки. Проходя через базар, он увидел эти диковинные вещи... И выменял их на карточки. Пришёл домой счастливый. Жена пожурила его, но тоже любовалась сначала Библией, а потом и гуслями. Отоваривать карточки она его больше не посылала... Вместе мы готовились к летнему походу по любимому Арсением Дмитриевичем маршруту — Пушкинские места Тверского края. При подготовке к походу много читали, начертили карту, определили маршрут, распределили обязанности, назначили художников, летописцев, фотографов. Арсений Дмитриевич отправился в поход с ними. А было ему в то время 78 лет!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1