Тверское педагогическое краеведение

14 потребностями страны. Для подготовки грамотного духовенства и прочих чинов открываются епархиальные школы, в учебный план которых вводится, по указу царя от 1722 года, математика. Многие епархиальные школы, в том числе и открытая в 1722 году в Твери «От Адмиралтейства школа для ученья дьячих и подьячих детей, и прочих чинов», позднее превращаются в духовные семинарии — первые губернские средние учебные заведения, из числа которых на первых порах и появляются ряды студентов университетов. В Твери духовная семинария была основана на базе епархиальной школы в 1739 году. В целях повышения боеспособности русской армии Петр добивается создания при некоторых полках гарнизонных школ, где обучались не только взрослые, но и дети. Все эти нововведения начала XVIII века отличают русскую школу от общеобразовательных средних школ Западной Европы, которые являлись преемниками латинских школ, имели, по преимуществу, классическое направление и находились под сильным влиянием духовенства. Естественно, что математика там не была в почёте. По словам европейского профессора Бриля, даже в конце XVIII века «математика в немецких гимназиях была чуждым элементом». Её терпели только в форме числового счёта. В престижном английском Итонском колледже обязательный курс математики был введён лишь в 1851 году. В XVII-XVIII веках на Западе математика изучалась только в технических и военных школах. Как уже отмечалось выше, у Петра I были единомышленники из числа просвещённых людей России. И количество их увеличивалось. Были у него и противники. Образованием во времена Петра I охватывались, естественно, довольно узкие слои населения, главным образом дети дворян, духовенства, купцов, посадских людей. Но, в общем, и эти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1