Тверское педагогическое краеведение

15 преобразования встречали сопротивление, прямое противодействие. Сохранилась просьба из трёх городов, присланная Петру I по поводу цифирных школ: «Не вели, государь, для означенной науки, во учинённые в Москве школы детей наших брать». И Петр I в 1720 году на челобитную посадских людей постановил: «...детей к науке высылкой в неволю не понуждать, в том отцам их и свойственникам убытков и утеснения не чинить, а принимать в учение... таких, которые сами собой к той науке охоту возымеют». В начале XVIII века дворяне тоже предпочитали не учиться. Однако великий преобразователь настойчиво продолжал начатое дело. Он запрещал дворянам жениться, если они уклонялись от учения. Заботясь о развитии государственной системы образования, Пётр I поощрял открытие в губернских и уездных городах училищ наряду с цифирными школами. Их довольно бурное развитие началось уже в петровские времена. Пётр же настаивал на том, чтобы хотя бы в каждом губернском городе было две школы: духовная и светская для первоначального образования. Заботился он и о более глубоком образовании для российских отроков. В 1724 году был разработан «Устав Академии Российской». В 1726 году при Академии открывается гимназия, в которую было принято 112 человек. Характерно, что дворяне и купцы не желали посылать своих детей в гимназию. Первые приёмы академической гимназии дали значительное число детей солдат, мастеровых и даже крепостных. Гимназия не давала ни чинов, ни прав, поэтому дворяне предпочитали учиться в Шляхетском корпусе, открытом в 1731 году. При Академии был также открыт университет. Студентов в нём было меньше, чем учеников в гимназии. Из окончивших гимназию в университет переходили очень немногие. Были годы (1731), когда университет совсем не имел студентов. А иногда количество профессоров было равно количеству студентов (в 1742 году — по 12 человек). Прошли годы — и уже к середине XVIII века в русском обществе резко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1