Тверское педагогическое краеведение

16 изменилось отношение к образованию. Постепенно стали прорастать зерна просвещения, брошенные в петровские времена. В 1755 году при непосредственном участии М.В. Ломоносова был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нём — для дворян и для разночинцев. В 1758 году такие же гимназии были открыты и в Казани. Число учащихся в московских гимназиях быстро увеличивалось. В 1787 году их было уже более 1000 человек. Они становились впоследствии студентами университетов. При императрице Елизавете Петровне, а особенно в царствование Екатерины II, проводившей губернские реформы, многое делалось в стране для того, чтобы к просвещению привлекались всё более широкие слои населения, для них в губернских и уездных городах открывались малые и главные училища, школы для духовенства. Появлялось всё больше «любомудрых российских отроков». Следует отметить, что в рядах активных деятелей просвещения эпохи Петра I был уроженец Тверского края Палладий Роговский (Павел Рогов), ставший первым русским доктором богословских и философских наук и ректором Московской славяно-греко-латинской академии. Трудный путь к вершинам знаний крестьянского сына Верхневолжья Из надписи на трапезной Московского Заиконоспасского монастыря видно, что Палладий Роговский родился в одной из вотчин Калязинского монастыря Тверской губернии в 1655 году и умер 48 лет, то есть в 1703 году. Он научился грамоте в монастырской школе, принял монашество в Вишерском монастыре. Жажда знаний не давала ему покоя. В своей челобитной к патриарху Адриану, рассказывая историю своей жизни, П. Роговский писал: «Минув колики время, пришёл в царствующий град Москву». Пробыл он здесь недолго. Епископ Леонтий заметил молодого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1