Тверское педагогическое краеведение

173 более пятидесяти. Учитель работал одновременно с тремя классами по существовавшей тогда методике, очень трудной и требовавшей от учителя много сил. Суть её заключалась в том, что два класса, например, второй и третий, выполняют задания, связанные с решением задач, примеров, вычислением, списывание, а с первоклассниками работает сам учитель: объясняет, проверяет, выполняет предыдущие задания. На следующем уроке такой же круг, но с учётом учебного плана каждого класса. Таким образом, в течение дня учитель занимается отдельно с каждым классом, отрабатывает с учащимися навыки чтения, письма, счёта. Тимофей Прокофьевич вспоминает такой курьёзный случай, который произошёл с ним в первый год педагогической работы. В то время слишком увлекались всякого рода новаторством в учительском деле. Это было направлено против старой школы, которую усиленно критиковали за её методы обучения. Молодые, наспех подготовленные учителя, в том числе и Тимофей Прокофьевич, увлеклись обучением чтению и грамоте первоклассников методами целых слов. Местные крестьяне были удивлены, как быстро молодой учитель научил детей читать. За месяц-полтора они уже закончили работу с букварём, составленным по методу целых слов. Суть его состояла в том, что на каждой странице букваря изображался какой- нибудь знакомый предмет (например, дом, шар, рама, стол и т.д.), а под рисунком надписи — названия этих предметов. Ученики быстро освоили конфигурацию этих слов под картинками и читали их быстро в букваре. А когда перешли к книге для чтения, то не смогли читать, «мычали», по выражению Тимофея Прокофьевича. Тимофей Прокофьевич вспоминает, как спасла его от стыда перед крестьянами опытная учительница из соседнего села. Она дала ему разрезную азбуку, рассказала и показала, как надо ею пользоваться, как обучать грамоте буквенно-слоговым методом. Пришлось начинать всё

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1