Тверское педагогическое краеведение

225 нашего народа, о потерях фашистов, об ужасах оккупации написано и сказано много. Но самыми достоверными свидетельствами всех этих событий являются воспоминания очевидцев, особенно детей, которые это переживали вместе с взрослыми. В городе не сохранилось ни одного школьного здания, не было учительских кадров. Но уже 1 сентября 1943 года заработали две средние школы — имени Пушкина и железнодорожная № 30. За парты сели 1225 ребят. 579 детей-сирот были направлены в детские дома области, ребята постарше устраивались в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), около 200 мальчиков и девочек взяли на воспитание семьи ржевитян. Детям выдавались продовольственные пайки, одежда, обувь, бельё, учебники. В двух детских столовых питались 500 детей, дети-сироты — бесплатно. По совету первого секретаря Ржевского городского комитета партии Ивана Семёновича Дёжина и инициативе О.А. Зверевой к первой годовщине освобождения города был выпущен детский рукописный журнал с рассказами-воспоминаниями о пережитых чёрных днях фашистской оккупации Ржева и Ржевского района с 14 октября 1941 по 3 марта 1943 года. Первой выпустила такой журнал школа имени А.С. Пушкина. На обложке его было написано: «Рассказы детей о пережитых чёрных днях в обстановке дикого произвола и зверств, творимых гитлеровскими захватчиками в период семнадцатимесячной оккупации города Ржева. Товарищ! Прочти и запомни эти потрясающие рассказы!» В 1973 году О.А. Зверева передала два экземпляра выпущенного тогда журнала в краеведческий музей и заведующей архивом Валентине Александровне Симаковой. Туда же передала она и свою рукописную книгу «Учительскими тропами». В журнале помещены рассказы ребят с 4- го по 10-й класс. О многом говорят сами названия этих горьких воспоминаний. Например: «Избили, ограбили, унизили»; «25 палок»;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1