Тверское педагогическое краеведение

227 О жестокости, зверствах немецких захватчиков дети рассказывали на конкретных примерах, называя имена погибших и униженных, населённые пункты, улицы, где происходили события… В своей рукописной книге «Учительскими тропами» Ольга Алексеевна Зверева приводит документ-отчёт, составленный по требованию ГК КПСС 14 ноября 1949 года, с названием: «Мрачная статистика», с разделами: школы; количество учащихся в них, отцы которых не вернулись с фронтов Отечественной войны 1941-1945 годов; количество детей-сирот. По всем школам города у 1399 учащихся отцы не вернулись с фронта, а 104 человека остались сиротами. И эта статистика составлена уже через четыре года после окончания войны! О детях Ржева Ольга Алексеевна писала в своей книге: «Они познали весь ужас войны, голод, оккупацию и осмыслили страшное и грозное слово — война. Они были свидетелями, как враг вступил на ржевскую землю, как пылали родные дома, и клубы дыма взвивались над городом. Они жили впроголодь в сырых землянках, боялись выходить на улицу, видели виселицы и расстрелянных партизан, терпели унижения и страх, теряли родных и близких от рук фашистов…» Эти дети войны сразу же после освобождения города почувствовали заботу о себе со стороны государства. Большинство из них выросли достойными людьми: тружениками и патриотами. Их руками восстанавливалось разрушенное войной хозяйство страны. Им во многом обязаны своей жизнью и благополучием и все последующие поколения. А хранящиеся в архивах и музеях документы являются настоящими историческими источниками, воспитывающими тех, кто знает прошлое и создаёт настоящее и будущее своей Родины, кто не позволит исказить и переписать трагические и героические страницы нашей отечественной истории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1