Тверское педагогическое краеведение

28 богословие на русском языке. Для того времени это было явлением беспрецедентным. Примеру ректора последовали и другие преподаватели. Макарий ввёл в преподавание и диспуты, приучая семинаристов к полемике, к умению отстаивать свою точку зрения. После смерти Макария преподавание на русском языке было отменено, но именно Тверская семинария первой вступила на этот новый и более благотворный путь, официально признанный только много десятков лет спустя. Большой любовью к детям отличался следующий ректор — Арсений Верещагин. Сохранилась инструкция, составленная им для воспитанников семинарии. В правилах этих нет угрозы каких-либо наказаний, а есть советы отца, который уверен, что из любви к нему его послушают. «Семинария, — пишет Арсений, — суть общества, в коих молодые дети воспитываются на тот конец, чтобы им удобнее успеть в науках, благонравии и всякой честности, а через то бы быть Богу любезными, себе же и обществу полезными». В конце 1770-х годов Арсений Верещагин провёл в семинарии крупную реформу, введя во всех классах преподавание на русском языке вместо латинского, несмотря на то, что этому многие противились. В круг преподаваемых предметов он ввёл также физику и историю. Особыми своими педагогическими приёмами отличался и ректор Афанасий Соколов. Старейшее учебное заведение Твери известно не только рядом своих замечательных наставников, но и своих выпускников. Первый тверской археолог и краевед XVIII века Д.И. Карманов был в числе вольнослушателей Духовной семинарии при ректоре Макарии. Он считал, что лекции Макария на русском языке очень расширили его кругозор и помогли в занятиях науками. Из среды учеников семинарии под влиянием отношения Арсения Верещагина к ученикам вышел поэт Фёдор Модестов, известный своими баснями, отличавшимися простотой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1