Тверское педагогическое краеведение

34 нового Свода законов. Торгово-промышленное сословие Твери в своём «наказе» высказывалось за учреждение в городе училища для купеческих детей, в котором они могли бы развивать на русском языке свои способности и овладевать знаниями грамматики, арифметики, истории, географии, риторики, философии с юриспруденцией и богословия. Более того, предлагалось принять эту школу и учителей на государственное обеспечение и содержать за казённый счет учеников, принадлежавших к беднейшим семьям и к числу сирот. Мотивировкой к последнему пожеланию была ссылка на тверской общегородской пожар 1763 года, который привёл к разорению и обеднению многих семей в городе. Подобные пожелания и обращения к правительству носили весьма прогрессивный по тому времени характер. Однако правительственная комиссия 1767 года не откликнулась на просьбы тверского купечества. К этому же времени относится и другой очень интересный тверской документ — «Вопль купецких и разночинских детей», ставший своеобразной петицией, поданной архиерею Платону с просьбой о введении преподавания в семинарии на русском языке, расширении учебной программы за счёт физики и естествознания и допуска городской молодёжи к светскому обучению. Несмотря на данное обращение к архиерею, преподавание в семинарии продолжалось на латинском языке, но общественное движение за светское обучение всё же привело к тому, что в 1776 году в Твери была открыта двухклассная школа для купеческих и мещанских детей. Анализ краеведческих источников свидетельствует, что начало второй половины XVIII века стало временем значительного развития системы просвещения в Тверской губернии. Прежде всего, происходило расширение духовных школ. В 1768 году был открыт филиал Тверской семинарии в Кашине при Дмитровском монастыре. Затем были образованы училища духовного ведомства в Торжке, Осташкове и Бежецке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1