Тверское педагогическое краеведение

43 С изданием циркуляра 1882 года школы грамотности получили законное существование. От учителей сельских школ грамотности перестали требовать учительское звание. С этого времени число таких школ стало быстро расти и к 1888 году составило по губернии 853, в них обучалось 16145 учащихся. Помещениями для этих школ служили преимущественно крестьянские избы, а среди учителей 74% составляли люди с низшим и домашним образованием. Помимо школ грамотности в сельской местности Тверской губернии в начале 1880-х годов стали открываться церковноприходские школы. Если в 1886/87 учебном году работало 111 таких школ с двухлетним сроком обучения, то уже к 1890/91 учебному году их численность выросла до 192, и в них обучалось более 24000 крестьянских детей. Все начальные школы были малочисленными, влачили жалкое существование, размещались, как правило, в крестьянских избах, и для их развития не хватало учительских кадров. А в старом здании на Почтовой площади разместилось женское училище, ставшее в 1858 году Мариинской женской гимназией. Во второй половине XIX века в России проявляется особое внимание к женскому образованию. Бурное развитие государственной системы народного образования связано с реформами 1860-х годов, с появлением губернских и уездных земств. Земское самоуправление в значительной степени взяло под свой контроль открытие земских школ для народа. В каждом уезде Тверской губернии они открывались, начиная с середины 1860-х годов. Многие школы в области берут начало именно от этих училищ. В настоящее время они отмечают свои более чем столетние юбилеи. Тверское земство считало распространение образования одним из самых главных условий народного благосостояния, поэтому содействие развитию народного образования оно поставило во главу своей деятельности. В составе первой губернской управы в Твери находился и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1