Тверское педагогическое краеведение

47 Роль земского самоуправления в развитии народного образования Тверской губернии Развитию начального образования и росту числа школ активно способствовало земское самоуправление. Ставя вопрос о необходимости проведения в жизнь идеи всеобщего начального образования, передовые деятели земского движения хорошо понимали, что до её реализации было ещё очень и очень далеко. Даже из числа поступивших в школу (56% детей от 8 до 12 лет) только половина мальчиков и шестая часть девочек заканчивали её. А остальные не могли завершить полный курс обучения, так как многие крестьянские дети вынуждены были нести различные хозяйственные заботы, которые лишали их возможности учиться. Условия содержания многих земских школ были крайне неудовлетворительными. На одного учителя приходилось 60 учащихся. Многие помещения были неприспособленными, тесными. Вот что говорил в Весьегонском земском собрании местный педагог В.Я. Аврамов о содержании земских школ уезда: «Подъезжаешь к школе, стоит одиноко дом, обыкновенно на краю селения, без ограды, без забора, кругом ни кусточка — что-то напоминающее старые этапные дома по Владимирской дороге. Вы входите в школу по колеблющейся или разваливающейся лестнице, отворяете дверь, часто с оторванными петлями, и вступаете в холодные сени. Ни передней, ни раздевалки нет, измазанный, грязный пол, отсыревшие, какого-то шоколадного цвета стены, стёкла в заплатках, впечатление былых харчевен». Продолжая характеристику плачевного состояния начальных сельских школ в зимних условиях, он подчёркивал: «В школах бывает так холодно, что поутру сидят в шубах. А каков бывает здесь воздух, можно видеть из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1