Тверское педагогическое краеведение

48 того, что после 2-3 уроков с детьми делалось дурно, и их выносили на снег приводить в чувство». Положение усугублялось ещё и тем, что 207 школ в губернии, то есть 26% от их общей численности, располагались в арендуемых и не приспособленных для уроков зданиях, в которых условия учёбы были не лучше вышеописанных. Анализируя ход развития народного образования в стране, можно отметить, что значительный шаг вперёд был сделан именно с момента образования земских учреждений в 1864 году. В этом же году было учреждено положение о начальных народных училищах. Школьная реформа делает шаг вперёд по пути развития светской общеобразовательной народной школы с трёхгодичным сроком обучения (позже четырёхгодичным). Преподавание во всех учебных заведениях стало вестись на русском языке, а точнее, по желанию — на родном. В Тверской губернии перед революцией были карельские, латышские, эстонские, еврейские, татарские, цыганские школы. Несмотря на то, что земским учреждениям законом отводилась очень скромная роль (участие преимущественно в хозяйственном отношении в попечении о народном образовании), некоторые земства оказывали большое влияние на развитие школьного дела. Они не только принимали участие в финансировании школы, подборе помещений, кадров, но и конкретно поставили вопрос о подготовке учителей для народных школ. Несмотря на плохую организацию учебной работы в первых школах, среди крестьянского населения стали появляться грамотные люди, появилась и тяга к знаниям. Существовавшие школы были далеки от совершенства и по своей материальной обеспеченности, и по качеству педагогического персонала. Поэтому Тверское земство с самого начала своего существования считало одним из главных условий народного благосостояния распространение образования в народе, содействовало его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1