Тверское педагогическое краеведение

50 уезде были открыты в 1914 году: Павловское и Думановское. Большинство школ Торжокского района берут начало от тех земских народных училищ, где был накоплен опыт обучения и воспитания крестьянских детей. В разных условиях жили эти учебные заведения, многие терпели нужду. В отчётах земства можно увидеть такие записи: «Дело обучения поставлено плохо. Ощущается недостаток подготовленных педагогических кадров. Нет хороших помещений, и отсутствуют учебные пособия. Всё это сводится к одному — к недостатку средств у земства». Но в то же время в начале 1880-х годов отмечали: «Дело начального обучения является уже осознанной потребностью массы населения и потому стоит прочно. Несмотря на все препятствия ей: недостаток средств и интеллигентных сил — земская школа будет жить и развиваться». (Доклад земства 1881 года). Посещала школу треть детей школьного возраста. Громадное большинство крестьянских детей на 13-м году жизни расставалось со школой, так как дальше учиться было негде, и средств для этого не было. Начиная с 1881 по 1914 год, Новоторжское земство являлось одним из самых прогрессивных в России — оно ежегодно увеличивало свои ассигнования на дело народного образования. И всё равно положение было сложным. Большинство школ находились в наёмных помещениях. В отчёте школьно-санитарного надзора за 1913 год отмечалось: «Посещено 10 школ. Особенно тяжёлое впечатление произвели школы в Лужках: грязь, грязные полы, плохо замазанные окна, печь растрескалась, холодно — вообще, вид заброшенный. Школа в Буконове размещается в чайной. Здание не приспособлено для школы. Нет раздевальни, дети раздеваются тут же, в классе. Класс так тесен, что учительница не может поставить для себя стол и стул. Школа в Высокутах — тесно, грязно, низко, мало света. У порога на табуретке ведро с водой, а в нём плавает кружка для питья. Желающему напиться нужно погрузить руку в воду,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1