Тверское педагогическое краеведение

51 чтобы поймать её». Тяжёлое впечатление производит квартира учительницы: «Изба без двойных рам. Пол шатается. Холодно так, что сидеть можно лишь на печи, где и проводит учительница своё свободное время. Деревня бедная, народ в ней отсталый, с глубокой верой в колдунов, в нечистую силу». Было осмотрено 759 учащихся, и 352 из них признаны больными: трахома — 88 чел., истощение — 44 чел., чесотка — 48 чел., заболеваемость уха — 3 чел., кариес зубов — 270 чел. Состояние здоровья учащихся вызвало тревогу среди деятелей земства. В конце 1914 года было принято решение: «Теперь, когда со всех сторон поступают жалобы на недород, когда многие семьи лишились своих кормильцев, ушедших на фронты, деревенскому ребёнку- школьнику, почти всегда и без того жившему впроголодь, это бедствие грозит в более широких размерах, а потому крайне необходимо обратить самое серьёзное внимание на организацию школьных завтраков». В 13 школах они были организованы (по полторы копейки в день за ученика). В отчёте земства за 1914 год записано: «Горячие завтраки хорошо действуют на здоровье ученика и его успеваемость; ученики стали живее, нет прежней вялости и усталости на последних уроках». Например, в Туликовской школе 20 декабря завтрак состоял из постных щей. На 50 учащихся было выдано для варки: капусты — полведра, масла постного — четверть фунта, селёдок — четыре, луку и соли на две копейки. Число учебных дней колебалось от 139 (минимум) до 181 (максимум). Занятия начинались с опозданием. В Новоторжском уезде в дни революции 1905-1907 годов учителя подверглись преследованиям. Распространялись слухи, что именно они виноваты в бедственном положении крестьян. Некоторых отстранили от работы, потребовали уехать. Несмотря на некоторый прогресс в деле народного просвещения, происходивший в Новоторжском уезде с 1864 по 1915 год, то есть за 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1