Тверское педагогическое краеведение

52 лет, в части расширения школьной сети, подбора опытных педагогических кадров и укрепления материальной базы, уезд был далёк от всеобщего обучения. Почти четвёртая часть детей школьного возраста (с 8 до 14 лет) не обучалась и пополняла армию безграмотных. Октябрьская революция с первых своих шагов поставила задачу ликвидации неграмотности и в рекордно короткие сроки решила её путём привлечения всех детей школьного возраста к учёбе в школах и путём ликбеза среди взрослого населения. Осенью 1918 года в уезде открылись четыре школы-коммуны: в Прямухине, Таложне, Первине и Машуках (все на базе земских училищ). Земские учителя Хорошо известно, что земство, земские учреждения оказались чисто русским явлением, нужным стране и государству. В создании земства Запад не смог нам служить примером. Русская идея соборности, возникшая в Древней Руси, нашла воплощение в земском управлении. Лучшая, самая думающая и трудоспособная часть интеллигенции стала играть в земстве ведущую роль. В земской практике, в опыте тверских земцев многое привлекает нас и сегодня. Это, прежде всего, не силовой, а демократический и высокопрофессиональный характер их деятельности. Работа земства способствовала единству населения. Оно отражало интересы всех сословий на своей территории и защищало их. Полувековая история Тверского земского движения подтверждает все эти направления в его деятельности. Лучшие представители дворянства, интеллигенции составили основу земских учреждений края. В числе передовых земских деятелей с 1864 года, года открытия земских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1