Тверское педагогическое краеведение

56 Софья Алексеевна, как и многие передовые представители русской интеллигенции конца XIX — начала XX века, хорошо понимала, что нужны не слова, а конкретные дела, направленные на облегчение жизни тёмного и нищего народа российского. Всё чаще у неё появляется желание поработать сельской учительницей. В 1901 году она приезжает в родовое имение Унковских Дмитрюково, где родился и был похоронен её отец, где стояла школа его имени, им же построенная. Десять лет проработала она здесь земской учительницей, заведовала этой школой до 1911 года. В дневниковых записях, позже опубликованных в Ленинграде под названием «Моя жизнь», Софья Алексеевна отмечала: «Читатель, я не знаю, поверишь ли ты мне, но я говорю искренно: когда я оборачиваюсь назад, прожив на свете 75 лет, то есть 3 / 4 человеческого века, и вспоминаю свою долголетнюю жизнь, то считаю, что… самые первые шаги моего учительства в сельской земской школе были самыми лучшими, самыми счастливыми из всех прожитых лет, и прекрасные впечатления от них остались на всю жизнь… Работа в сельской школе всегда была моей мечтой». Из дневниковых записей, из воспоминаний Софьи Алексеевны вырисовывается картина трудных условий, в которых жила сельская школа, и картина той увлечённости, с которой работали земские учителя. Земская школа… Не обшиты тесом деревянные стены, не проконопачены окна, дует со всех щелей, заниматься зимой можно только в шубе. Тетради сшивают и разлиновывают с помощью квадрата сами учителя. В первом классе их нужно ещё и надписать, и заполнить элементами букв, слогов или словами первую строчку. 40 учеников. По 6 тетрадей на каждого в год… Уходят на это целые вечера и часть каникул. Ученики — маленькие дикари. Образно показывает их, впервые пришедших в школу, Софья Алексеевна:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1