Тверское педагогическое краеведение

58 высказывает своё мнение по поводу распределения классов, когда учитель работает с двумя классами. 1 и 4 классы — у одного учителя, 2 и 3 — у другого, считает она и доказывает эффективность этого. Молодая земская учительница была убеждена, что надо искать такие приёмы обучения, чтобы детям было интересно, весело, легко учиться. С не меньшим увлечением работала вместе с Софьей Алексеевной её молодая коллега Надежда Семёновна Шохор-Троцкая, дочь известного математика, составителя учебников и задачников по арифметике, которыми широко пользовались в земских школах. Шохор-Троцкий считал, что развитие и укрепление творческой мысли учащихся должно стоять на первом плане. «Поменьше определений, — говорил он, — ничего не говорящих ни уму, ни воображению учащихся…, поменьше мнимой учёности, но зато побольше власти над своей собственной мыслью». Он считал, что если обучение арифметике будет поставлено согласно с требованиями здравой методики, то неспособных к изучению арифметики нет и быть не может. Шохор-Троцкий развивает и поддерживает мысли К.Д. Ушинского о преподавании арифметики в начальной школе. В приложении к «Родному слову» у К.Д. Ушинского есть глава «О первоначальном обучении счёту». Ушинский рекомендует учить счёту наглядно, указывая при этом на наглядные пособия: пальцы, орехи, палочки. Ученикам нужно как можно раньше дать меры: аршин, сажень, весы, гири, монеты. Пусть они меряют, взвешивают, считают. Задачи, по мнению Ушинского, должны иметь практический, наглядный характер; их нужно брать из мира, окружающего детей. Он рекомендует измерять класс, двери, окна, скамьи; считать страницы книг и тетрадей; вычислять недели, дни, часы до праздников и т.д. В одной из записок Ушинского, найденной в архиве Смольного института, говорится: «Арифметике нужно учить так, чтобы её нельзя было забыть». Идеи Ушинского опережали работы западных, в частности,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1