Тверское педагогическое краеведение

59 немецких методистов Книлинга и Танка (их работы относятся к 1884 году) на четверть века. Он их не только провозгласил, но и воплощал в жизнь. К.Д. Ушинский разработал, привлекая всё больше единомышленников, такие дидактические принципы, как наглядность, последовательность, сознательность, посильность, активность, воспитывающий характер обучения. В основе их лежит уважение к личности ребёнка и вера в его творческие возможности. Шохор-Троцкий своей методикой приближал их осуществление. Он сам преподавал в различных учебных заведениях, совершенствуя свою методику по математике. В начале XX века молодые земские учительницы Надежда Семёновна и Софья Алексеевна активно проводили это в жизнь в Мало-Троицком начальном училище, работая по учебникам данной методики. В дневниках Софья Алексеевна записала много тёплых слов о своей юной коллеге. Софья Алексеевна вспоминала, что Надежда Семёновна работала в школе с большим энтузиазмом и малейшую неудачу очень горячо принимала к сердцу. Особенно большую тревогу испытывала она, когда кто-нибудь из живущих при школе детей заболевал. Больного сама везла к доктору или помещала в своей комнате. При всех несчастьях она помогала родителям учеников, чем только могла. Каждая женщина, избитая своим пьяным мужем или потерявшая ребёнка, находила в ней сочувствие и помощь: одну укрывала от побоев на ночь, другую утешала в горе. Привозила из Петербурга одежду своих братьев и сестёр и раздавала бедным. Вся отдавалась страждущему человечеству. Был такой случай, когда в восьми километрах от школы в деревне Борисково загорелся дом акушерки. Та осталась без всего. Надежда Семёновна немедленно собрала большой узел вещей и помчалась в Борисково. Софья Алексеевна писала: «Надо было только удивляться, как много энергии и силы воли было в таком маленьком человеке. Она была небольшого роста, имела вид девочки, брюнетка, с чёрными глазами, очень

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1