Тверское педагогическое краеведение

60 живая, впечатлительная, с большим упорством всегда шла к намеченной цели. Она находила время, чтобы по вечерам заниматься с неграмотными женщинами и девицами, учила их счёту и письму. Мы жили очень дружно, в педагогических вопросах наши взгляды очень сходились, иногда даже одновременно появлялись общие мысли... Новый приём обучения обсуждался нами со всех сторон, а также каждый новый учебник, пособие». Молодые учительницы придумывали и изготовляли сами и вместе с ребятами различные наглядные пособия, стали проводить сочинения «из головы», то есть на свободные темы, связанные с окружающей жизнью, увлеклись чтением в лицах, вообще внеклассным чтением, играми под музыку в различные подвижные игры, пели хором. Софья Алексеевна перевезла из барского дома в Дмитрюкове в Мало-Троицкую школу своё фортепиано. В школе стали проводить новогодние ёлки с подарками, угощениями, с присутствием родителей. Ежегодной традицией стало и проведение торжественного праздника, посвящённого окончанию школы. Разрабатывался для него и специальный сценарий: выставка ребячьих работ, книг, игр, в которые каждый может играть, свободное общение, чтение стихов, чаепитие и т.д. Потом долго хором пели разные песни. Уходили ученики растроганными, счастливыми, со свидетельствами об окончании школы. Летние месяцы Софья Алексеевна часто посвящала изданию книг и статей, переводам с немецкого, много читала. В журнале «Русская школа» появляются её новые статьи, где отражены раздумья и поиски земской учительницы. В своих воспоминаниях Софья Алексеевна рассказывает о том, как проводились экзамены в земских школах. Не было ни программ, ни билетов. Учителя беспокоились, кто будет проводить экзамены, так как у каждого свой «конёк»: у кого устный счёт, у кого карта, у кого грамматика. Молодые учителя бегали за десятки вёрст в школы, где уже экзамены прошли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1