Тверское педагогическое краеведение

61 Экзамены проводились в одной из школ, куда приводили учеников за 8- 10 вёрст. Начинали с девяти утра и сдавали в один день: диктант или изложение, решали письменно задачи, наконец, устно отвечали по Закону Божьему, русскому языку и арифметике. Курьёзные ответы давали часто на вопросы истории и географии, так как эти предметы в школе специально не изучались, а познания ученики получали через уроки чтения. Нередко на вопросы экзаменаторов давались неожиданные ответы: - В каком государстве ты живешь? - В Тверском. Главным городом государства называли Тверь, самой большой рекой — Тьмаку. Были курьёзные ответы и на вопросы по Закону Божьему. Вопрос: Что такое добро и что такое зло? Ученик молчит. Священник помогает: «Ну, скажем, иду я по дороге, несу свёрток с пряниками, встречаю тебя и даю тебе пряник. Какое дело я сделал?» - Доброе дело, — говорит ученик. - Правильно. Придумай теперь злое дело. - Идёшь ты по дороге, встречаешь меня, а пряник мне не даёшь, — это злое дело. Ответ священнику не понравился, и очень способный ученик, сдавший успешно все экзамены, получил плохую отметку и переэкзаменовку. Софья Алексеевна вспоминает, что школу постоянно посещали инспектора, члены земской управы, урядник, духовный наблюдатель — священник. Вели себя они по-разному. Причина их тревоги: подозрительные столичные учительницы, заводят какие-то свои порядки и учат не как все. Что это за сочинения «из головы», почему собираются вместе и что-то обсуждают в какой-то школе? Там всегда появлялся и урядник. Стали каждый раз петь «Боже, царя храни». Это понравилось уряднику. Установились хорошие отношения с земской управой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1