Тверское педагогическое краеведение

62 Молодых учителей беспокоило то, что ребята приходят в школу из 11 деревень. Некоторые ночевали в школе, питались кое-как всухомятку. Сердобольная школьная сторожиха согласилась готовить «приварок» из продуктов, привезённых ребятами из дома. Но как сварить, если каждый хочет свой кусочек мяса? Стали дети привязывать разноцветные тряпочки, ссориться во время еды. Еле отучили от этого. А решили этот вопрос так: не приварок, а столовая для всех ребят. Родители поддержали, земская управа выдала продукты и посуду. С детей собирали 1 коп. в день, с тех, кто ночевал, — 3 коп., хлеб свой. А многие родители скандалили (особенно отцы): «Не кормить должны, а учить. Сам голодный в школу бегал, пусть и сын испытает. У вас всяк из своей чашки ест, непорядок: общее блюдо должно быть, как дома, не бары. Где я 20 копеек в месяц возьму? У меня и копейки на соль нет. Не позволю я сыну обедать». Но обедали многие, а вскоре стали обедать все. С трудом убедили родителей, что при школе нужен свой огород для выращивания овощей. Противились крестьяне, на чьей земле стояла школа. Школьный участок отдали они в вечное пользование, когда школа строилась, теперь возражали: «Чтобы с нашей земли, которая спокон веков переходила к нам от отцов, дедов и прадедов каждый зуевский или колталовский школьник огурцы ел? Нет, это мы, горецкие, не позволим… Это дело не выйдет». Пришлось решать большинством голосов. Решили: «Огород при школе нужен!» При содействии брата Софьи Алексеевны, жившего в Дмитрюкове, земской управы и сознательной части населения участок огородили, вспахали, засадили. С каждым годом увеличивались урожаи, и постепенно успокоились, перестали вредить крестьяне из деревни Горки. Для детей это было большое подспорье, они стали лучше учиться, больше времени проводить в школе, заниматься дополнительно. В школе была создана хорошая библиотека. Знакомые прислали из Петербурга более 100 книг крупной печатью, в прекрасных переплётах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1