Тверское педагогическое краеведение

65 Годом раньше, после окончания Вышневолоцкой гимназии, сюда приехала на работу молодая учительница Логунова. Обе были из необеспеченных семей, половину заработка отсылали родным, хотя и сами очень нуждались. А.М. Лашина вспоминала, что школа помещалась в специально построенном здании, неплохо была оборудована наглядными пособиями, но стояла на юру, среди поля; дороги к школе не было, и ребята зимой увязали в сугробах, а весной и осенью тонули в грязи. Около школы не было ни деревьев, ни колодца. Воду носили из ближайшего засорённого деревенского колодца, пили сырой. Хозяйничать молодые учительницы не очень-то умели и совсем бы пропали без помощи сторожихи Анны Петровны Большаковой. Она заботилась и об учениках, и о молодых учительницах, поражая их своим умом и тактом во всех делах. Она помогала устанавливать связи школы с родителями. А.М. Лашина крепко подружилась с семьёй Анны Петровны, долгие годы поддерживала с ними связь и тогда, когда после окончания пединститута работала в Твери. В Ермолкинской школе каждая учительница занималась с двумя классами. С трудом, путём многих ошибок, которых обычно избегали выпускницы школы Максимовича, приобретала Антонина Матвеевна практический опыт. Не было под руками и хороших методических пособий, указаний к учебникам. Выручали, по воспоминаниям Антонины Матвеевны, указания к учебным книгам К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир», Вахтерова «Вешние всходы», Флёрова «Ясное утро». Очень любили «Книги для чтения» Л.Н. Толстого. В школах применялись наказания, но по-разному. Каждый учитель шёл на урок с квадратом в руках: им он стучал по столу, водворяя порядок, иногда щёлкал по голове непослушных. В качестве наказания ставили «столбом» в угол или за партой, ставили на колени, оставляли после уроков, без обеда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1