Тверское педагогическое краеведение

68 Закончив учебный год, вместе с осеченскими учителями зачем-то поехали в Москву. Через три-четыре дня вернулись и разошлись на каникулы. Раньше времени вернулась Антонина Матвеевна в школу, начала в ней свой третий учебный год. Вспоминала, что и об Октябрьской революции они с коллегой узнали не из газет, а по слухам — от солдат-фронтовиков. В их передаче все события приобретали анархический характер: земля крестьянам, заводы и фабрики рабочим, правительства не нужно, народ всему хозяин, а также «долой войну». Из тюрем выпустили заключённых. В деревне всего начали бояться: пройти вечером по селу, ночевать в пустой школе. Ложились спать, вооружившись ножом, утюгом, поленом. Немного разбираться в событиях и понимать их начали только тогда, когда стали приезжать агитаторы. Постепенно рождалось новое отношение к жизни, новое понимание событий. Стали приглашать на учительские съезды. С 1919 года заработала профсоюзная организация работников просвещения. С этого времени, вспоминала А.М. Лашина, учительские съезды превращались в настоящие учительские курсы. Приезжали на несколько дней. Слушали доклады, лекции, позднее стали активно обсуждать методические проблемы. Приблизительно с весны 1920 года стали образовываться волостные отделы народного образования. Совместно с учителями нескольких школ проводились методические совещания, например, Ермолкинской и Осеченской. На первом же таком совещании слушали и обсуждали доклад А.М. Лашиной о видах изложений и других письменных работ в начальной школе, о методике их проведения и проверки. При подготовке к докладу впервые познакомилась она с методическими журналами и почувствовала интерес к такой литературе, с которой продолжала общение во все последующие годы своей педагогической работы. На местах проводились краткосрочные курсы для одной-двух волостей. Например, в Олехновской школе слушали лекции по сельскому хозяйству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1