Тверское педагогическое краеведение

69 Жили в школе три дня. В другой раз в Спирове слушали сообщения об организации культурно-просветительской работы среди населения. Для учителей съезды и курсы были хорошей школой повышения педагогического мастерства. Они приобретали также навыки работы в коллективе учителей, среди населения. По вечерам участники курсов и съездов посещали театры, самодеятельные концерты. Сельскому учителю, не избалованному зрелищами, музыкой, эти вечера давали хорошую зарядку. Антонина Матвеевна вспоминала, какое сильное впечатление произвел на них спектакль Вышневолоцкого драматического театра по пьесе Л. Андреева «Дни нашей жизни». «От прежней скуки, неудовлетворённости не осталось и следа: почувствовали себя молодыми и сильными», — записала Антонина Матвеевна в своих воспоминаниях. Надо отметить, что в результате 50-летней деятельности земства по развитию народного образования в губернии к 1914/1915 учебному году на долю земских приходилось свыше 70% от общего числа начальных школ. Общим итогом активной деятельности земства и духовного ведомства по развитию системы народного образования стал тот факт, что Тверская губерния до начала Первой мировой войны стала занимать в России одно из ведущих мест в школьном деле. Об этом ярко свидетельствуют результаты общероссийской переписи 1911 года. По статистическим данным, в начальных школах губернии в 1911 году обучалось 135,5 тыс. детей, что составляло 65% всех детей в возрасте 8-11 лет. Более высокий уровень вовлечения детей в школы имели в то время только три губернии России: Санкт-Петербургская, Московская и Екатеринославская. Однако в деле развития земских школ Тверская губерния шла впереди Екатеринославской. Годы войны отрицательно повлияли на состояние народного образования Тверской губернии. Это выразилось, прежде всего, в том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1