Тверское педагогическое краеведение

73 губернии один карандаш приходится на 7-10 человек, одно перо на ученика на весь год, бумаги — 6 листов на год. «Если не будут улучшены вообще материальные условия школы, то все новые начинания: экскурсии, колонии и т.д. будут только яркими заплатами на школьном рубище. Нам нужно конкретизировать трудовую школу, а для этого нужно создать реальные условия её существования... Здесь нельзя медлить. Здесь нужно создавать единый хозяйственно- культурный фронт, единый фронт труда и просвещения... Промедление смерти подобно!» — так заканчивался этот отчёт в мае 1921 года под редакцией С.И. Пухальского. И надо отдать должное тверским просвещенцам и руководству губернии в том, что они смогли справиться с этими трудными задачами. Была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, по привлечению к обучению всех детей школьного возраста. Тверская губерния пошла своим путём и в организации профессионально-технического образования. Она не стала закрывать профтехучилища, как этого требовал Наркомпрос в первые годы после революции, взяв курс на «единую трудовую школу», где «решительно отвергалась всякая мысль о возможности получения какого-либо специального образования ранее окончания обеих ступеней Единой школы, то есть ранее достижения 17-18-летнего возраста». Через год- полтора произошли изменения в этих требованиях Наркомпроса и в центре, и на местах. В Твери не закрыли существовавшие до революции профтехучилища. И теперь число их стало расти. К 1921 году их стало уже 55 (было 30), обучалось 3482 человека, работал 491 преподаватель, не включая техникумы и 15 педагогических заведений. С 1925 года стали создаваться школы крестьянской молодежи (ШКМ). С 1934 года в губернии введено обязательное начальное, а в городах — обязательное семилетнее обучение детей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1