Тверское педагогическое краеведение

9 ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ В НИХ ТВЕРСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Педагогическая летопись Тверского края тесно связана с историей развития просвещения в России. Как и везде в стране, государственная система образования в Тверском крае начинается с реформ Петра I. Проводимые в законодательном порядке преобразования — вот что такое реформы. Касается это и просвещения. Реформы в образовании представляют собой явление историческое: они возникают лишь тогда, когда школьное образование становится делом государственным, регулируемым государственными органами и законодательными актами. Переход школьного дела в руки государства повсеместно во многих странах мира осуществлялся в XVI веке. Однако и в более ранний исторический период в ряде стран школа претерпевала изменения именно под воздействием государства. Так происходило в Древнем Египте и Китае, Индии и Англии и других странах. В России государственную систему образования заложил своими преобразованиями в конце ХVII — начале ХVIII века царь Петр I. В Тверском крае первоначально существовали монастырские и частные школы грамотности. Хорошо известно, что многие тверские князья, их дети и жёны имели духовно-религиозное образование, читали главные церковные книги: Библию и Евангелие. При княжеских дворах служили грамотные бояре, дьяки и подьячие. Найденные в Твери и Торжке берестяные грамоты свидетельствуют о том, что в какой-то степени письменность была известна и простому городскому люду уже в XI-XIII веках. Все петровские преобразования были направлены на преодоление культурной и экономической отсталости России, которую болезненно переживал Пётр I, сравнивая то, что он видел в России, с тем, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1