Тверское педагогическое краеведение

92 ремонта помещений, с налаживания отопления и составления списков детей, подлежавших обучению. Хорошо ей запомнился первый день занятий в освобождённом городе, это урок литературы в девятом классе: «Все мы в пальто, в платках или шапках, на руках варежки. В классе темно, в заколоченные фанерой окна вставлены фары от автомашины. Посреди класса топится железная печка, труба выведена в окно, но на улице ветер, и весь дым идёт в класс. Тепла нет — дыма много. Ученики по-взрослому серьёзные, замкнутые. На лицах мальчиков тоска: отцы воюют, им сидеть за партой тоскливо и даже совестно. Позднее наши старшие ученики стали один за другим исчезать — уходили на фронт. Занимались ребята в тот год особенно хорошо, несмотря на трудности, программу закончили к концу июня. Успешно прошли и экзамены». В первый год после освобождения областного центра подобный процесс был завершён к лету 1942 года в 12 школах и 25 детских садах. Многочисленные архивные документы и личные воспоминания тружеников тыла свидетельствуют об активном участии не только учителей, учащихся и родителей, но и всего населения в быстрейшем восстановлении работы школ. Так, например, рабочие Калининского вагонзавода в 1942 году полностью отремонтировали здание средней школы № 8. Колхозники Глуховского сельсовета Высоковского района собрали свыше 300 пудов хлеба, выделили рабочую силу для срочного ремонта своей разрушенной немцами школы и изготовили для неё необходимую мебель. Инициативу глуховцев подхватили остальные сельсоветы, и район вскоре полностью справился с восстановлением всей сети школ. Поддубская начальная школа Калининского района была полностью уничтожена, поэтому колхозники купили дом, перевезли его и приспособили для школы. Я хорошо помню, как в деревне Коленицы Емельяновского района от мощной фашистской бомбы в октябре 1941 года сильно пострадало здание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1