Тверское педагогическое краеведение

97 Вот таким увидели освобождённый Ржев возвращавшиеся в него жители. На Советской площади фашисты установили виселицу: два столба с перекладиной, с которой спадали вниз три верёвки, затянутые мёртвой петлёй. 15 марта Ольга Алексеевна Зверева записала в дневнике, что она обнаружила на месте школы № 4: разбитое здание без крыши и дверей, ни парт, ни классных досок. Встретила здесь исхудалых мальчишек, вернувшихся в родной город и поселившихся с семьями в землянках по нагорью Волги. С ними пошла Ольга Алексеевна на Советскую площадь, где двое мужчин снимали с виселицы верёвки. Одну они отдали ей. Эту веревку в 1964 году Зверева передала в Ржевский краеведческий музей, где сегодня находятся и её воспоминания. С первых же дней после освобождения был организован обход всего города для выявления детей. Через несколько недель 579 детей в возрасте от 3 до 14 лет отправили в детские дома Калинина, Калязина, Кашина, Кимр, Вышнего Волочка. Тех, кто постарше, устраивали в ФЗО и на работу. Около 200 детей были переданы на воспитание в семьи горожан и родственникам. Детям сразу же стали выдавать продовольственные пайки, одежду, обувь и учебники. Вскоре в городе заработали две детские столовые, где питались более 500 детей. Сироты получали обеды бесплатно. Это были первые дела городского отдела образования во главе с О.А. Зверевой в освобождённом городе. Предстояло в условиях военного времени в развалинах прифронтового города восстановить разрушенные школы и детские сады, приобрести инвентарь и учебные пособия, провести перепись всех учащихся, укомплектовать классы, обеспечить учительскими кадрами, окружить заботой детей-сирот и детей фронтовиков. В восстановлении школ участвовали коллективы промышленных предприятий, служащие учреждений и железнодорожного транспорта. Обком комсомола прислал в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1