Тверское педагогическое краеведение

98 Ржев 40 комсомольцев на восстановительные работы. К началу учебного года были отремонтированы средняя школа № 1 имени А.С. Пушкина и средняя школа № 30. В школы освобожденных от оккупации городов и районов поступали посылки из далёких тыловых школ Поволжья, Сибири, Алтая, Башкирии. В них учащиеся обнаруживали трогательные письма поддержки своих сверстников, а также необходимые учебники, тетради и другие школьные принадлежности. В ржевские школы и отдел образования шла помощь из Кашинского, Калязинского, Нерльского и других районов области. От Кимрского отдела народного образования прибыли учебные пособия и столовая посуда для летнего пионерского лагеря. Для детских садов столовую и чайную посуду прислал коллектив рабочих Конаковского фаянсового завода. Школьный инвентарь приходил из Томской и Горьковской железных дорог и от областных отделов народного образования Москвы, Горького, Ярославля. Всем миром, всей страной восстанавливали из руин древний русский город. Все это позволило уже 1 сентября 1943 года прозвенеть первому звонку в двух школах Ржева для 1 225 учеников. О.А. Зверева записала в этот день в своём дневнике: «Началась напряжённая учебная работа учителей и учащихся, борьба за знания, за умения и трудовые навыки в условиях жизни военного времени. От каждого учителя требовались не только профессиональные знания, но и щедрость сердца, большое терпение, материнская нежность и искренность, забота о каждом ученике». Учебные занятия проходили в три смены, наполняемость классов достигала 50 человек. Но учебная работа началась. К чести Калининской области надо отнести и то, что уже в апреле 1942 года начал работать после оккупации Калининский областной институт усовершенствования учителей. Его директор — замечательный методист А.П. Сербский. Следует подчеркнуть, что в условиях военного времени в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1