Театральная жизнь калининцев
19 „Апрель“ Калининский драматический театр заканчивает работу над постановкой пьесы А. Н. Афиногенова «Апрель». — Семьдесят и пятнадцать,—таковы два возрастных полюса моей новой пьесы, — говорит драматург Афиногенов. Дедушка, 70-летний профессор, и внезапно ворвавшаяся в его размеренную кабинетную жизнь 15-летняя девочка Маша, его внучка. Внезапно потому, что ее вторжение явилось не только неожиданным, но и нежелательным. Сложный переплет семейных отношений между дедом и женой его умершего сына поставил Машу между двух встречных волн — на себе и на своей судьбе испытывает она результаты личных неурядиц взрослых людей, и отсюда вырастает тема пьесы, связанная с проблемой воспитания детей, миром их чувств и душевных запросов. Но, разумеется, вопросы воспитания—лишь часть того, что охватывает тема «Апреля». «Ребенок просветляет душу»,—говорит один из героев пьесы. Детское облагораживает жизнь взрослых. Молодость приносит с собой Маша в дом своего деда. Ее товарищи, круг интересов, запросы подрастающего поколения вдруг предстают перед дедом, как «новая наука, нетронутая, нераскрытая... потому, что она даже и не считалась наукой, как говорит он. Быть отцом или матерью — это тоже профессия, да-да, вторая профессия каждого, у кого есть дети... И эта вторая профессия есть искусство воспитания нового поколения граждан»... Так личный конфликт перерастает в общий вопрос, и частный случай с Машей становится примером, на которой каждый проверяет себя, свое отношение к людям и к детям в первую очередь. Проблема «отцов и детей» сейчас уже не есть пропасть и противоречие. Наоборот—проблема эта оборачивается теперь стороной взаимовлияний, благотворных и для отцов и для детей. Отсюда и общий тон пьесы — ее внутренняя жизнерадостность, конфликты пьесы лишь крепче сплачивают людей, «просветляют» их, приводя к взаимному пониманию. И переходы от смешного к трогательному, от грустного к радостному вполне закономерно выявляют эту жизнеутверждающую струю «Апреля». Главные роли в пьесе Афиногенова поручены артистам: профессора Окаемова — К. Г. Лаврецкому, Маши—А. И. Яровиковой, Леонида— М. А. Шевелкину, Нины Александровны — Е. А. Мухиной, Туманского — П. П. Званцеву, Моти — Н. В. Гончаровой. Режиссер Н. ЗАПЕНИН. Пролетарская правда, 23 февраля 1941 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1