Театральная жизнь калининцев
4 ВАСИЛИСА МЕЛЕНТЬЕВА Драма А. Н. Островского «Василиса Мелентьева» написана на историческую тему. Но ее нельзя назвать исторической пьесой в полном смысле этого слова. Драматург использовал в ней прошлое только как фон, как повод показать трагедию красивой, сильной, властолюбивой женщины, которая умом и хитростью, лестью и ядом, ничем не смущаясь, ни перед чем не останавливаясь, прокладывает себе путь к короне царицы и гибнет на пороге трона накануне осуществления своей заветной честолюбивой мечты. История сохраняла чрезвычайно скудные сведения о шестой неофициальной жене Ивана Грозного Василисе Игнатьевне Мелентьевой. Известно, что она была вдовой мелкопоместного дворянина. Известно, что она, попав во дворец в свите царицы Анны, на некоторое время завладела умом и сердцем царя и что вскоре окончила свою бурную и яркую жизнь не то под кинжалом наемного убийцы, не то в келье захолустного монастыря. Зато в народной памяти образ этой преступной красавицы, вышедшей из низов и достигшей короны, сохранился более прочно. Ее мрачная и поэтическая фигура мелькает во многих песнях и изустных легендах, одна из которых вероятно и была положена в основу драмы Островского. Уже давно не видели калининцы на сцене своего театра драмы пьес, посвященных русской истории. Поэтому спектакль «Василиса Мелентьева» смотрится с особым интересом. И скажем прямо: спектакль удался, хороший, яркий, искренний и сильный спектакль. Режиссер В. Кобелев правильно учел, что в основе драмы лежат не только и не столько короткие отрывочные сведения о Василисе Мелентьевой, как о конкретном историческом лице, но и народные легенды о прекрасной злодейке, завладевшей сердцем грозного царя. Режиссер умело подчеркнул эту двойственность основы пьесы, и спектакль развертывается не как ряд исторических картин, а как народный рассказ о давно минувших днях, рассказ поэтический, искренний, правдивый и потому увлекательный. Этому содействуют и замечательные, выполненные с большим вкусом и чувством эпохи, декорации художницы JI. Тимофеевой, придающие спектаклю особую яркость и колорит. Роль Ивана Грозного очень удалась артисту П. Званцеву, вновь, после долгого перерыва, вернувшемуся на сцену Калининского театра драмы. В созданном им образе есть что-то от грозного царя, каким его запечатлел в известной своей скульптуре ваятель Антокольский. Умница и ханжа, монах и убийца, ученый и скоморох, дипломат и воин, человек- загадка, которого никто, даже самые близкие люди, по-настоящему не знали. Вот он задумчиво сидит в кресле в сцене в Грановитой палате. Со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1