Театральная жизнь калининцев

5 страхом смотрят бояре на этого клювоносого, сутулого, усталого старца. Никто не знает, о чем он думает, что будет делать через минуту: прольет ли рекой кровь или будет истово молиться, двинет ли рати в новый победоносный поход или пойдет бражничать у себя в тереме, в кругу своих напуганных и ненадежных друзей. Званцев очень тонко показал Грозного как человека, спрятанного в себе, умного, проницательного, ничего не боящегося, ни в кого, кроме себя, по-настоящему не верящего и даже в минуты дикого бешенства сохраняющего наблюдательность. Вот раз’яренный, он бросает свой смертоносный жезл. Жезл не долетел до жертвы и покачивается, воткнувшись в пол, а царь искоса острым ястребиным глазом уже обводит окружающих: каково впечатление? Особенно сильно проводит Званцев сцену в сенях возле спящей Василисы. Разнузданный, страшный царь, давно переставший ценить человеческую жизнь и позабывший, что такое чужая воля, вдруг быть может в первый раз в жизни по-настоящему почувствовал любовь. Актеру удается очень тонко показать борьбу чувств, происходящую в Грозном, гнева и любви, строптивости и нежности, и эти чувства, просыпающиеся в старом, изверившемся, холодном человеке, как- то по-новому освещают его фигуру, дорисовывая его полный противоречий образ. Жаль только, что в некоторых сценах актер чересчур уж натуралистически показывает бешенство царя, придавая вспышкам его гнева чуть ли не характер эпилептического припадка. В пьесе два основных противопоставленных друг другу женских образа—пятая жена Ивана Грозного юная, миловидная царица Анна Васильчикова и Василиса Игнатьевна Мелентьева. Оба эти образа в спектакле выпуклы и жизненны. З. Шерстневская в роли царицы Анны играет сдержанно, очень просто. Ей удается находить тонкие и очень убедительные штрихи, которыми она постепенно рисует кроткую, добрую, беспомощную в своей доброте, юную женщину, воля которой сломлена тепличным воспитанием в девичьих покоях боярских хором, женщину, способную искренне любить, как тихо, тайно любит она Андрея Колычева, способную ненавидеть, как ненавидит она убийцу отчима и родных Малюту и в то же время не способную к борьбе, покорную своей злой судьбе, безропотно принимающую из рук любимого чашу с ядом. Только в минуту душевных потрясений в ней на миг просыпается чувство протеста. С огромной силой говорит она о муже: «Какой он лютый!». Ужас и гнев появляются на ее лице. Но прошло мгновенье, и вновь она покорна судьбе. Она тихо живет, втихомолку страдает и тихо умирает. Василиса Мелентьева в исполнении М. Комбиран—полная ее противоположность. Хитрая, властолюбивая, необузданно одержимая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1