Театральная жизнь калининцев
86 свежо, в духе советского патриотизма проявившегося в дни Отечественной войны советского народа могучей вдохновляющей силой. Образ Маруси Богуславки воспевается я в наши дни. Не одна украинская девушка, идя на подвиг во имя славы своей Родины могла повторять слова далекой своей сестры—ханской полонянки: «Хай проеду я, хай загину,— Солодко вмерти за Украину!» Об одной такой девушке, Марине Грызун из того же Богуслава, недавно поведал писатель Кампанеец. О новой своей Марусе украинский народ также сложил песни… На долю артистки Е. 3. Поповой выпала честь и трудная задача— воплотить на сцене нашего театра сложный, внешне противоречивый, на самом деле удивительно цельный н благородный образ Маруси Богуславки. Украинская девушка, полюбившая куренного атамана Софрона, перед самой свадьбой с нареченным похищается башибузуками перекопского мурзы Гирея становится его рабыней, потом его женой. Появляются дети, а с ними – любовь и привязанность Маруси к Гирею, уже ставшему пашой. Властелин окружает Марусю ханской роскошью и называет себя ее рабом. Он возносит ее до небес, но украинка не может забыть родных людей, она томится и терзается за «ридний край». Она сама в своих невзгодах и терзаниях как бы олицетворяет порабощенную Украину. Но вот наступает момент, когда с помощью матери самой Маруси разоблачается Гирей—истязатель ее единокровных братьев, один из поработителей Украины, и Богуславка, по требованию матери, должна выбрать—с кем она? Вернуться на родину Маруся не решается—она опозорена, но и предать свое отечество, продолжая быть женой Гирея,— Богуславке не позволяют ее чувство и разум. Материнское чувство сталкивается с долгом перед родиной. И Маруся выбирает иной, возможный для нее путь: освобождает ханских пленников—единокровных братьев, вооружает их, зовет к мести, и, узнав, что ее нареченный Софрон увезет ее детей на Украину, Маруся Богуславка тут же, перед Софроном и матерью, кончает жизнь самоубийством в сознании, что сладко умереть за свой народ. Торжествует патриотизм, чувство Родины возвышается над всеми другими чувствами. Именно в этом плане от начала до конца проводит Е. 3. Попова свою роль. Сдержанная, немного мечтательная и застенчивая вначале, Маруся в игре Поповой уже в третьей, режиссерски замечательно сделанной картине у шатра Гирея становится львицей. Нет, она не изменит своей вере, своему народу! Артистка всей своей игрой, всеми своими психологическими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1