Театральная жизнь калининцев
92 „Р е в и з о р“ Калининский областной театр драмы поставил бессмертную комедию Гоголя «Ревизор», более ста лет не сходившую со сцены русского театра. Провинциальное чиновничество заброшенного, забытого городка принимает промотавшегося петербургского чиновника Хлестакова за государственного ревизора. Содержание комедии напоминает собой анекдот. Невероятный, почти фантастический вымысел. Однако Гоголь сумел использовать этот сюжет для того, чтобы наполнить его глубочайшим общественным смыслом, создать жизненные фигуры чиновников-взяточников, тупых держиморд, пошлых обывателей, фигуры, за которыми вставал страшный образ всей николаевской России. Гоголь-художник глубоко знал современную ему крепостническую Россию и в «Ревизоре» осудил ее жестоко и беспощадно. Он метко колол своей сатирой и, смеясь, сбрасывал со своих жертв всякие покровы. Острая сатиричность, смелость и правдивость писателя-патриота сочетаются в комедии с великолепным драматургическим мастерством. Давно канула в прошлое действительность, в ней изображенная, давно исчезли нравы, осмеянные писателем, но до cиx пор живет его произведение. Правильно поставить комедию на сцене—это означает раскрыть ее глубокую реалистичность, показать всю гниль системы царской бюрократии. Оживленные игрой актеров действуют на сцене образы далекого прошлого, и снова, как сто лет тому назад звучит смех в театральном зале. Вот гроза уездного городка, продувной мошенник, Сквозник- Дмухановский. Роль городничего талантливо исполнил заслуженный артист республики К. Г. Лаврецкий. Сколько красок нашел актер, как верно сумел он понять причины, рождающие те или иные слова или поступки изображаемого им персонажа! Как могло случиться, что городничий, видавший виды, обманывавший «мошенников над мошенниками» большим искусством раскрывает психологию самоослепления перепуганного городничего, одержимого трепетом перед вышестоящим чиновником, и этим самым убедительно мотивирует все его поведение. К. Г. Лаврецкий, тонко обыгрывая детали, нашел все необходимые средства для сценически правильного выражения существенных черт городничего. В его реалистическом исполнении Сквозник-Дмухановский показан, как средоточие пороков своей среды, ее выразитель, и вместе с тем он выше ее, он по-своему не глуп и сам знает это. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Обличительная, осуждающая мораль комедии с гневной силой сказалась в этой реплике городничего. Высокое мастерство великолепного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1