Театральная жизнь калининцев

93 с образом позволило создать Лаврецкому живой, законченный характер гоголевского городничего. Однако не все бесспорно в постановке «Ревизора» Калининского драмтеатра. Прежде всего хочется поговорить об исполнении трех ролей: Хлестаков (артист Ю.И. Фомичев), судьи Ляпкина-Тяпкина (артист Г. К. Ступишин) и слуги Осипа (артист М. П. Рыбаков). Мы видим Хлестакова в номере грязной уездной гостиницы. Ему хочется есть, а хозяин не дает больше в долг. Хлестаков то пытается требовать себе обеда, то беспечно насвистывает, то заявляет претензии. Две—три черточки, и актер верно набрасывает контуры самовлюбленного жуира и франта. Но разве в этом весь Хлестаков? По мере развития действия Хлестаков оказывается в центре внимания. Гоголь все расширяет содержание этого образа, углубляя его социальный смысл. Хлестаков лжет, но вдохновенно, в самозабвении, ибо лжет о том, к чему его мелкая душонка порывалась в мечтах. Стремление сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему и назначена,—это и есть то ведущее начало образа — хлестаковщина, — которую и следовало раскрыть актеру. Нам кажется, что этого ведущего начала в образе Хлестакова не нашел Ю.И. Фомичев. Способный актер вызывает одобрительный смех зала, но он играет какую-то другую, не гоголевскую роль Хлестакова остановился на первом акте, образ его не вырастает по мере движения в пьесы. Вот почему Хлестаков в изображении Фомичева скорее водевильный герой, чем полный такого обобщающего смысла гоголевский персонаж. Некоторые возражения вызывает и Ляпкин-Тяпкин в исполнении Г. К. Ступишина. Верно ли понят этот образ актером? Ляпкин-Тяпкин—не рядовой чиновник арапником в руках, каким он изображен Г. К. Ступишиным. Нигде писатель не дал никаких поводов актеру огрублять и шаржировать этот образ так, как это сделал Г. К. Ступишин. Осипу в исполнении актера М. П. Рыбакова нехватает тех выразительных черт, которые способны его сделать бытовым типом крепостного слуги. В Осипе должно быть больше народной сметливости, умения ориентироваться в обстановке, должно быть больше той трезвости, которая заставляет его не поддаваться соблазну оставаться дольше в доме городничего. Целый ряд других ролей спектакля выполнен очень удачно. А. А. Мальченко хорошо передал подхалимскую угодливость Земляники. Когда Хлестаков в четвертом акте обращается к нему с вопросом: «Как будто вчера вы были немножко ниже?»,—то Мальченко не просто произносит ответную реплику, а сгибает ноги в коленях и так идет. Это вполне оправдано: Земляника должен быть ниже, если этого пожелал ревизор. Хочется придать все же Землянике-Мальченко больше пронырливости и хитрости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1