Памяти композитора Николая Сидельникова

10 НАТАЛЬЯ БЕЛЯЕВА. СЕМЬЯ СИДЕЛЬНИКОВЫХ оркестр в составе 50-60 музыкантов. Оркестр хорошо знали все жители города, кроме того, постоянными его участниками были скрипачи, ученики Николая Михайловича. В экспозиции выстав- ки, посвященной музыкальной династии Сидельниковых и откры- той в день рождения С.Я. Лемешева в музее деревни Князево, демонстрируются редкие афиши и программы симфонических концертов с участием Н.М. Сидельникова на различных площад- ках Твери: в Доме Народа (бывшее Дворянское собрание), Боль- шом Пролетарском театре, в зале Городского самоуправления, Клубе имени III Интернационала, находившемся в помещении бывшего Общественного собрания, где потом располагался Дра- матический театр. Николай Михайлович Сидельников поддерживал и осуществ- лял все значимые инициативы городских властей по активизации музыкальной жизни Твери. Например, симфонические концер- ты п/у Н.М. Сидельникова в марте 1929 года были первой по- пыткой Софила (Советского филармонического музыкального общества) и Тверского УЗП (Управления зрелищными предприя- тиями) объединить усилия в устройстве совместных музыкальных вечеров. Софил ставил своей задачей приблизить серьезную му- зыку к массовому слушателю, бороться с музыкальной халтурой. Газета «Тверская правда» назвала инициативу хорошим начина- нием и отметила, что «за весь зимний сезон оркестр выступил впервые с сюитой Бизе из музыки к драме Доде «Арлезианка» и Скерцо из симфонии Малера 6 . Надо открыть для оркестра двери концертных залов и клубов», — заключает рецензент газеты. До 1933 года оркестр подготовил обширный и сложный клас- сический репертуар. Это 2-я симфония и увертюра «Кориолан» Л. ван Бетховена, сюита из балета «Лебединое озеро» П. И. Чай- ковского, увертюры к операм «Кармен» Ж. Бизе, «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Нюрнбергские майстерзин- геры» Р. Вагнера и многие другие шедевры мировой музыкальной классики. Летом 1934 года Николай Михайлович Сидельников, упол- номоченный по приказу наркома Л. Красина представителем Софила в Твери, и Алексей Иванович Лазарев, управляющий зрелищными предприятиями, пригласили в Тверь 20 музыкантов- инструменталистов из оркестра Большого театра для совместных симфонических концертов. Удивительно, что симфонический оркестр из 60 музыкантов играл под открытым небом, на эстраде в городском саду. Туда за небольшую плату стремились попасть все любители классической музыки. Однако, громкое звучание было слышно и на Театральной площади, и на берегу Волги, по- этому желающие могли послушать оркестр бесплатно. Каждый концерт открывал музыковед Ф. Шенберг, рассказывавший со- бравшимся об исполняемых композиторах и их произведениях. Многие тверские слушатели не пропускали ни одного выступле- ния оркестра, и музыкальная жизнь города была действительно яркой, насыщенной и разнообразной. Приведу выдержку из воспоминаний ученика Н.М. Сидельни- кова — Льва Никольского 7 : «Был заключительный концерт лет- него сезона 1935 года, вечером выходного дня (в понедельник) 12 августа. Стояла теплая, еще совсем летняя погода, и публика Н.М. СИДЕЛЬНИКОВ. 1918. В правом нижнем углу фотографии оттиск владельца фотоателье «Евгенiй Элленгорнъ. Тверь» 6 К сожалению, автор заметки не указывает, из какой именно симфонии Малера было исполнено скерцо. 7 Никольский Лев Николаевич (1927–2010) — тверской краевед. Бывший ученик Н.М. Сидельникова по классу скрипки. По окончании Ленинградского института точной механики и оптики работал в Калинине научным сотрудником НИИ-2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1