Памяти композитора Николая Сидельникова

100 АЛЕКСАНДР БУРШТЕЙН. «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА» Н. СИДЕЛЬНИКОВА — 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 15. ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК Веселый-то веселый, да не такой простой, как кажется с первого взгляда. Главная трудность — исполнение партии левой руки в первом разделе в соответствии с намерениями автора. Здесь два голоса играются различными штрихами: в то время как нижнее ре (то- нический органный пункт) берется коротким стаккато (капелька дождя, отскакивающая от асфальта), вторую из двух слигованных нот верхнего голоса не следует играть отрывисто, ее нужно при- держать (poco tenuto), так же, как и в правой руке. Предписанное автором повторение должно быть выполнено всенепременно во избежание разрушения формы. № 16. КОРАБЛИК Этот 16-тактовый шедевр заслуживает чрезвычайно бережного отношения как образец высокого одухотворенного искусства. В скромной миниатюре композитору удалось создать на наш взгляд ностальгический образ детства. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, выточенный метко, Когда ее художник милый Выводит на стеклянной тверди В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. Это строки Осипа Эмильевича Мандельштама. Можно вспом- нить и французского поэта Артюра Рембо: в предпоследней стро- фе его самого знаменитого стихотворения 8 появляется грустный мальчик, запускающий бумажный кораблик, легкий как «крыло мо- тылька», в плавание по весенней луже. Грустинка есть и в музыке Сидельникова. В 4-м такте на последней четверти, в среднем го- лосе, вытканном подобно непрерывно вьющейся нити, возникает тень соль минора — нота си бемоль . В наивной мелодии — говорящие интонации. Начальный трех- звучный мотив прекрасно подтекстовывается словом «кораблик». В 7-8 тт. (соответственно в тт. 15-16) — атмосфера то ли шума- новской («Альбом для юношества», «Детские сцены»), то ли про- кофьевской («Детская музыка», середина из «Джульетты-девоч- ки») сокровенной сердечности, чего-то со времен детства близкого и дорогого. Нужно обратить внимание на точное соблюдение изысканных артикуляционных указаний, принадлежащих автору. Остинатный квартовый мотив ( g-d ) нижнего голоса, изобража- ющий легкое покачивание кораблика следует выучить таким об- разом, чтобы каждая четверть стаккато укорачивалась ровно вдвое, т.е. снимать ее одновременно с появлением второй восьмой сред- него голоса. Это технически удобно и позволяет найти необходи- мую и стабильную протяженность каждого из двух звуков остинато (первый из которых сильный, а второй – слабый).. № 17. ЕДУ В ТАКСИ Какой ребенок не любит кататься на такси? Такси, птица-тройка ХХ века. Вот и мчится такси из центра Москвы на дачу, подскакивает 8 «Пьяный корабль»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1