Памяти композитора Николая Сидельникова

101 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО на ухабах (ох, уж эти гоголевские ухабы!) или сигналит зазевавше- муся пешеходу — и тут появляются как в т. 9 (и аналогичных), не- ожиданные акценты subito forte, которые, увы, нелегко выполнить в быстром темпе. Это единственная виртуозная пьеса цикла в жанре «вечного движения» (perpetuum mobile), похожая в то же время на рэг-таймы Джоплина. На наш взгляд, наиболее удобная техническая группировка ме- лодии — мотив из четырех шестнадцатых, с 3-й по 6-ю, «техниче- ский мотив» начинается всякий раз с 1-го пальца. Артикуляция — quasi non legato, однако полезно также учить мелодию певучим звуком, именно так советуем начинать работу. Кое-где (например, в т. 8 на 3-й и 4-й долях) будет лучше полу- чаться, если играть не сплошным legato, а короткими штрихами по две шестнадцатых, легко перенося руку из позиции в пози- цию. Эти решающие технические мелочи невозможно точно опи- сать, тут нужен показ. Значит дело за понимающим в своем ремес- ле педагогом. Вот тогда есть надежда, что такси доедет до места назначения. В т. 16 издания 1970 г. опечатка: в верхней системе на 3-й чет- верти должен быть, разумеется, фа-диез. № 18. ХОРОВОДЫ В крайних частях этой пленительной пьесы появляются сонор- ные звучности. Красочный эффект (созвучия тают в ночном воз- духе, как снег в теплых ладонях) создается благодаря выдержанным звукам a и f (так называемая «пальцевая педаль») то в верхнем, то в среднем голосе. Завораживающе звучит завершение пьесы: ис- таивающее на pianissimo сонорное созвучие. На сей раз мы видим авторское указание ritenuto. Музыка подобного рода развивает тембровое воображение ре- бенка, способствует выработке тонких тактильных ощущений в по- исках необычных звуковых красок. № 19. НА КАЧЕЛЯХ С технической точки зрения, самое трудное в пьесе — непре- рывность мелодической линии левой руки во втором такте и во всех аналогичных случаях. Предваряя самостоятельный разбор этой прекрасной и вполне доступной пьесы, учитель должен, на наш взгляд, помочь ученику, исполнив с ним ансамблем пар- тию левой руки в первом двутакте: ученик играет левой рукой мелодию legato, а учитель берет си бемоль контроктавы staccato на педали. Следующий этап: ученик играет мелодию, останавливаясь на ноте es и подхватывает ее педалью и т.д. Колокольный си бемоль дает ощущение пространства, наполненного воздухом. Вот и го- тов прекрасный звуковой образ качелей. Указание автора «легко, изящно» исчерпывающе объясняют характер артикуляции и жела- емый колорит. В соль-минорной серединке (трио на тоническом органном басу) мы вновь встречаемся с Саввушкиной септимой. И в крайних разделах, и в упомянутом трио изысканное голосове- дение. Чего стоит, например, «не-разрешение» квинты Си бемоль мажора (см. т. 4, нижняя система, ход f-cis )!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1