Памяти композитора Николая Сидельникова

102 АЛЕКСАНДР БУРШТЕЙН. «САВВУШКИНА ФЛЕЙТА» Н. СИДЕЛЬНИКОВА — 25 ДЕТСКИХ ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 20. ОБЛАКА И МОРЕ Для создания звуковой картинки композитор находит лапи- дарное решение, как бы два звукообраза: рокот величественного моря — остинатная мелодия в Es-dur. Постоянно меняющие свою окраску облака — восходящая секвенция фанфарных мотивов. Мажорные квартсекстаккорды, ступенька за ступенькой подни- маются от До мажора к Соль мажору. Получаются битональные сочетания чистых красок. В кульминации линия горизонта выпрямляется, облака отража- ются в море, заимствуя его ритм. В четырехтактной кодетте облака устремляются вдаль, на запад 9 . Остается постепенно удаляющийся «морской» Es-dur. Чтобы найти убедительное тембро-динамическое соотношение между двумя звуковыми образами, нужно немалое мастерство. В первом разделе педализация не указана автором. Однако, без нее не обойтись — но это должна быть полу- или, может быть, чет- верть-педаль. № 21. ВСАДНИК Всадник появляется издалека в As-dur (piano), затем планы, как в кино, укрупняются: следует модуляция в Ges-dur (mezzo piano), далее в F-dur (mezzo forte). Планы сменяют друг друга неожидан- но. Кульминация наступает в 13 такте (A-dur, forte), где лошадка, говоря словами Саши Черного, «вытанцовывает штуки». «Вытан- цовывание» напоминает кусочек джазовой импровизации. Главная трудность пьесы — ритм. Можно дать совет (такой же, как по поводу пьесы «Обиделся»): разучивая — поначалу в небы- стром темпе — ямбические мотивы (от третьей восьмой к четвер- той) играть затактовую (слабую) восьмую как можно короче, поч- ти как форшлаг. Основной штрих в пьесе — предельно короткое и легкое стаккато. № 22. ЗА РЕКОЙ ПОЮТ ЧАСТУШКИ Вновь девственный слух нашего ученика сталкивается с полито- нальными сочетаниями. В то время как девичьи голоса за рекой вы- водят страдания, варьируя одну и ту же двутактную фразу в чистей- шем Ми мажоре, левая рука с 5-го такта начинает «чудесить»: то ли ночные тени ложатся, то ли местный гармонист умеет играть лишь три аккорда в Фа мажоре, но решил поддержать девичий унисон… Столь же необычно происшествие в т. 13, когда в левой руке появляется Ля мажор (правда, на органном пункте си , доминанте Ми мажора — засыпающая природа). Чрезвычайно красиво заклю- чение пьесы, где последние два такта звучат как замирающее эхо. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТРИПТИХ «Наш горнист играет зорю» (№ 23), «Надвигаются сумерки» (№ 24), «Ночь приносит сны» (№ 25) Эти три пьесы лучше играть как маленькую сюиту 10 . В крайних пьесах композитор использует один и тот же материал. Средняя («Надвигаются сумерки») выполняет роль импрессионистического интермеццо. Это наиболее трудная пьеса заключительной триады. 9 В сборнике Н.Н. Сидельникова «О чем пел зяблик» есть пьеса «Облака плывут на запад». 10 Хотя это и необязательно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1