Памяти композитора Николая Сидельникова

105 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО по словам И. Соколова, «за маской иронии и бравады он скрывал своё истинно трагическое лицо, которое мало кто знал» [3, 114]. Композитора и поэта объединяет постоянное стремление к без- граничному охвату бытия, едва ли не в каждом образе. Подлин- ный мастер, считал Лорка, органичен; он хочет услышать «диалог насекомых под невиданными растениями, уловить музыку соков, струящихся в темном молчании по огромным стволам деревьев; понять загадочную морзянку, которую отстукивает сердце спящей девушки» [4, 138]. Для Сидельникова постоянное стремление про- рваться вперёд, означало уйти вглубь — к подлинному и вечному... «Он олицетворял собой бурный творческий темперамент, в кото- ром сгорало и плавилось всё и вся. И в этой кипящей магме рожда- лись самые неожиданные и самые рискованные идеи», — так писал о композиторе В. Тарнопольский [3, 114]. Музыкальная одарённость Лорки расширила диапазон его ори- гинальных поэтических находок: особый утончённый мелодизм его лирики, искромётный танцевальный ритм рифмы, импрессио- нистская звукопись в сочетании с яркими визуальными эффектами. Что характерно, музыка вошла в жизнь поэта намного раньше сти- хов и прозы: в его семье все прекрасно пели и играли. Лорка часто признавался друзьям, что сочиняет стихи за фортепиано. В девят- надцатилетнем возрасте он пишет статью под названием «Рассуж- дения. Правила в музыке» 2 . Необходимо также отметить особое отношение Лорки к творчеству К. Дебюсси. По воспоминаниям современников, Лорка часто импровизировал в его стиле и даже посвятил композитору поэтическую импровизацию, вдохновлён- ную музыкой выдающегося мастера: ДЕБЮССИ Молчаливо по ряби канала плывёт моя тень куда-то. На тени моей покачиваются зелёных звёзд лягушата. Тень роняет на тело застывших предметов отсветы. Тень моя — как огромный комар фиолетовый. Сто сверчков в камышах высекают золотые искры созвучий. И в душе моей брезжит свет, отражённый от ряби текучей. Основой цикла лирических поэм для смешанного хора с эпизо- дическим участием электрогитары и ударных инструментов «Ро- мансеро о любви и смерти», созданного Н. Сидельниковым в 1976 году, послужила книга Ф. Гарсиа Лорки «Стихи о канте хондо» (1921–1926) и два стихотворения: «Серенада» (из книги «Пес- ни», 1921–1924) и «Корова» (из цикла «Цыганское романсеро» 1924–1927). Лорка всю жизнь собирал, изучал и пропагандировал народные песни 3 . Фольклор для него являлся, если воспользоваться выраже- нием А. Веселовского, «свежим царством символов». Поэт стре- мился прикоснуться к его самым древним корням и, вместе с тем, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СИДЕЛЬНИКОВ 2 Статья представляет собой интересные размышления молодого поэта о природе музыкальной одарённости, о творчестве Глинки, Рамо, Бетховена, Дебюсси, Равеля, Р. Штрауса. 3 В 1922 году в Гранаде Гарсиа Лорка и Мануэль де Фалья организовали фестиваль канте хондо, на который были приглашены известные народные певцы и музыканты. Главной целью этого значительного события в музыкальной жизни Испании было возрождение интереса к исчезающей песенной культуре Андалузии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1