Памяти композитора Николая Сидельникова

106 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА. «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ приблизить их к современности: «архаическое» и «новаторское» лишены в его творчестве антагонистического смысла. Андалузия — родина великого поэта, — на протяжении многих веков испыты- вала многие культурные влияния, которые стали неотъемлемой частью испанской культуры: античное, арабское, еврейское, цы- ганское. В творчестве поэта соседствуют образы языческой и хри- стианской мифологии, античной трагедии и средневековой мисте- рии, арабских сказок и балаганного фарса. В книге «Стихи о канте хондо» Гарсия Лорка поэтизирует древ- нейший пласт песенного фольклора Андалузии, вобравший в себя элементы арабского, испанского и андалузского мелоса. Kанте хондо 4 — это сольное пение под аккомпанемент гитары, требую- щее от певца высочайшего эмоционального накала, необычайной экспрессии. Название «канте хондо» также относится к группе ан- далузских песенно-танцевальных жанров (солеа, поло, фальсета и др.), которые, по мнению Мануэля де Фальи, произошли от цы- ганской сигирийи. Лорка считал, что андалузская песенная тради- ция испытала сильнейшие влияния важных исторических событий: принятия испанской церковью литургического пения, арабского нашествия и прибытия в Испанию цыган. Поэт подчеркивал, что именно цыгане — «таинственный и странствующий народ» — определили окончательный облик канте хондо. По словам Лорки, одним из удивительнейших «чудес» канте хондо являются стихи: «все мы нынешние поэты изумленно зами- раем перед этими стихами». «…В песне вечно решается глубокая душевная драма — или вообще неразрешимая, или разрешённая Смертью, которая сама есть тайна тайн…» [Цит. по 4, 58-59]. Музыкальный строй канте хондо — это непосредственное по- рождение речевого строя: мелодия развивается на крайне ограни- ченном музыкальном пространстве; упорное и почти навязчивое повторение одной и той же ноты, унаследованное, по выражению поэта, непосредственно от древнейших заклинаний и доисториче- ских речетативов. Со своей удивительной метафоричностью Лорка констатирует: «канте хондо — «это изумительная волнообразная вибрация, которая разрывает звуковые клетки нашей темпериро- ванной шкалы, не вмещается в строгую и холодную пентаграмму современной музыки и раскрывает тысячи лепестков в герметиче- ских цветах полутонов» [4, 52-53]. Неотъемлемой частью канте хондо является искусство гитари- ста. Сам поэт великолепно владел этим инструментом 5 . Искусство гитариста — это не только аккомпанемент певцу; главная его зада- ча — захватить внимание слушателей, вдохновить своей импрови- зацией, романтизировать в определённом эмоциональном ключе. Поэтому канте хондо создают два человека: гитарист — токаор и народный певец кантаор, как их называют в Андалузии: «Монотон- ный плач гитары с медленным нагнетанием ритма и тревожными диссонансами, прерывистая синкопированная мелодия, полная за- дыхающихся пауз, должны помочь кантаору обрести особое твор- ческое состояние, близкое к экстазу. И тогда каждое слово песни становится актом трагедии…» [5, 13]. Гарсиа Лорка указывал на исключительную ценность традиции канте хондо, говоря о её воздействии на школу русской музыки, а также любовь к ней Клода Дебюсси. Ко всему сказанному можно ГРАФИЧЕСКИЕ РИСУНКИ ТИТУЛЬНЫХ ЛИСТОВ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ «РОМАНСЕРО», ВЫПОЛНЕННЫЕ КОМПОЗИТОРОМ 4 Сante jondo – глубокое или глубинное пение. 5 Среди друзей Лорки были знаменитые гитаристы: Андрес Сеговия и Рехино Сайнс де ла Маса, которому Лорка посвятил стихотворение «Загадка гитары». Поэт был также большим знатоком искусства виуэлистов XVI века (виуэла – разновидность гитары).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1