Памяти композитора Николая Сидельникова

108 ТАТЬЯНА ЭСАУЛОВА. «РОМАНСЕРО О ЛЮБВИ И СМЕРТИ» Н. СИДЕЛЬНИКОВА НА СТИХИ Ф. ГАРСИА ЛОРКИ «Реквием по корове» — у Лорки «Корова»; «Вздохи гитары» — инструментальная часть цикла; «Колокол» — у Лорки «Вопль». В поэме «Две девушки» у Лорки два женских образа; две разные судьбы: Лола и Ампаро. В «Серенаде» (подчеркнём, что Сидель- ников взял это стихотворение из другой книги) также присут- ствует образ Лолы. Композитор помещает его рядом с номером «Ампаро», не нарушая здесь драматургического решения поэта. В «Memento» 6 Сидельников включает цитату из стихотворения «Встреча» (об этом будет подробно сказано ниже). Каждое стихот- ворение цикла, композитор воспринимает как поэму, в которой разыгрывается своя драма 7 . Как отмечает С. Батракова, образ театра в творчестве худож- ников ХХ века — является средством соединения несоединимого: трагедии и балагана, апокалипсиса и шутовства. Театр, это, своего рода, — «искусство об искусстве», «великий объединитель художе- ственных миров» [7, 79]. Постепенное вызревание образа «жиз- ни-театра» в глубинах культурной памяти (Шекспир, Сервантес, Кальдерон, Гойя) в ХХ веке вылилось в одно из ярких проявлений постмодернизма – «всеохватная театрализация и карнавализация образов, сюжетов, идеалов, идей» [там же, 91]. Очевидно, что первые пробы пера на драматургическом по- прище Гарсиа Лорка осуществил именно в книге «Стихов о канте хондо». Лорке принадлежит следующее высказывание, посвящен- ное театру: «Он всегда был моим призванием. Я отдал ему много часов своей жизни… 8 Театр — это поэзия, которая поднимается со страниц книг и очеловечивается. Когда это случается, поэзия разговаривает и кричит, плачет и отчаивается. Театру необходимо, чтобы персонажи на сцене носили поэтический костюм, но в то же время, чтобы были видны их кости, их кровь…» [4, 251]. Николай Николаевич был человеком очень артистичным, его «лицедейство» распространялось и на творчество. Это качество проявилась во многих его сочинениях, например, в сатирической опере «Чертогон» по рассказу Н. Лескова. Создавая «Романсеро о любви и смерти» и другие свои произведения («Сычуаньские элегии», «Лабиринты»), композитор «как бы проигрывал образы, которые задумывал выразить в музыке, и воображал себя то испан- цем, то китайцем, то греком» [3, 114]. Драматургическая концеп- ция «Романсеро о любви и смерти» выражает квинтэcсенцию об- разов книги «Стихов о канте хондо»; композитор выбрал для цикла наиболее яркие и значимые стихотворения. В этом своеобразном драматическом спектакле проявилось также и сюрреалистическое мышление композитора, тонко воспринявшего стилистику поэти- ческих текстов, расположенных к театральности, а также зримо- сти, осязаемости образов и явлений. Многие исследователи отмечают глубокую связь поэзии Гарсиа Лорки с великими образцами античного поэтического искусства. Драматургическая концепция и характер образов «Романсеро» Сидельникова также указывает на связь с античной трагедией, где главным действующим лицом является хор. Древнегреческий агон (спор, столкновение), в своих истоках со- прикасался с древними ритуалами (С. Батракова): за агоном следо- вал пафос (страдание, смерть), затем тренос (плач) и завершался поединок теофанией (богоявлением). 6 Помни (лат.) 7 В статье помещены графические рисунки титульных листов отдельных частей «Романсеро», выполненные самим композитором. 8 С начала 30-х годов Лорка становится руководителем передвижного университетского театра «Ла Баррака», основной задачей которого являлось знакомство провинциального населения страны с произведениями испанской классики. ГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА, ВЫПОЛНЕННЫЙ КОМПОЗИТОРОМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1