Памяти композитора Николая Сидельникова

109 ОСМЫСЛИВАЯ ТВОРЧЕСТВО Можно условно соотнести некоторые номера «Романсеро» с древнегреческой трагедией: 1. «Гитара» («Шесть струн») «Рыданье души усталой / души погибшей…» Тренос 2. «Квартал Кордовы» «У девушки мёртвой / девушки в белом платье…»; «Плачут за окнами / три соловьиных пары» Пафос. Тренос 3. «Ампаро» «О, как трудно сказать: / я люблю тебя, / Ампаро Пафос 4. «Серенада» «От любви цветы умирают» Пафос 5. «Вздохи гитары» («Гитара») «Начинается / плач гитары» Тренос 6. «Что случилось»? «На улице он лежит с ножом в груди» Пафос 7. «Перекрёсток» «И прямо в сердце – / нож» Пафос 8. «Корова» «Забили на рассвете. / Кровь из ноздрей текла по небосклону» Пафос. Тренос 9. «Свеча» «И смотрит, содрогаясь, / в глубокие глазницы убитого цыгана» Пафос 10. «Колокол» «На жёлтой башне / колокол / звенит» Пафос 11. «Memento» «Тише… / когда умру»! Теофания Смерть и страдания (пафос), присутствующие практически в каждом номере цикла, дают нам понять, что произошёл кон- фликт (агон), но, что случилось конкретно неясно и смутно (№ 6 так и называется «Что случилось?»). Сидельников выстра- ивает композицию цикла, постоянно чередуя пафос и тренос, а в некоторых номерах он их совмещает. Это обусловлено и самой спецификой канте хондо, где беспрестанно присутствует мотив преждевременной кончины, выражаемый в крушении всех надежд, а мольба и предостережение срываются в плач и исcтуплённый крик. Практически каждая поэма книги «Стихов о канте хондо» открывается предчувствием Смерти или содержит ее описание. По такому напряжённому драматическому сценарию и разворачи- вается цикл Сидельникова: предчувствие, ожидание Смерти; безот- ветная Любовь; Смертоубийство; Погребение; Очищение. Традиция канте хондо основана на поразительной концентра- ции чувств и эмоций, сжатости смысла (тексты песен составляют всего три-четыре строки). И пафос, и тренос канте, — вариации «отчаяния на все лады»: неразделённая Любовь, Смерть, беспри- чинная Тоска и Горе. В «Романсеро» — частое повторение музы- кальной фразы с эффектом «вновь и вновь набегающие волны», за- хлёстывающей и поднимающей на вершину, а затем, низвергающей в бездну, — становится исключительным приёмом мелодического развития, а пение, срывающееся в крик, концентрирует эмоцио- нальный накал в патетических темах «Ампаро», «Свечи» и «Коло- кола». Здесь между интонациями пафоса и треноса много общего. Пафос наиболее определенно обозначен в номерах: «Квартал Кордовы», «Ампаро», «Что случилось?», «Перекрёсток», «Свеча», «Колокол». Образный контекст этих настоящих драматических сцен практически приближен к кинематографическому чередо- ванию страшных картин-эпизодов. Названия, воплощённые в ми- стических аллегориях: «Что случилось?», «Перекрёсток», «Свеча», «Колокол» представляют собой символические образы, раскрыва- емые в звуковых реалиях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1