Памяти композитора Николая Сидельникова

11 ТВЕРСКИЕ КОРНИ НИКОЛАЯ СИДЕЛЬНИКОВА стала собираться задолго до окончания концерта. Тогда еще не было принято опаздывать на любые зрелищные мероприятия. Одни сидели на своих местах, ведя неторопливую мирную бесе- ду, другие чинно прогуливались по аллеям городского сада. Вход в сад был бесплатным, билет на концерт стоил 10 копеек <…> К началу концерта, к 9 часам “зал” под открытым небом был уже переполнен празднично одетой и настроенной публикой. На- конец, вышли на эстраду и оркестранты. Все они были в одина- ковых белых костюмах и потому тоже имели праздничный вид. Для нашего провинциального города с тогдашним населением в 158 тыс. человек это было большим событием. Н.М. Сидель- ников дирижировал в элегантном черном фраке. Он производил сильное впечатление магической силой и выразительностью же- стов, которым дружно и самозабвенно повиновались музыканты» 8 . В 1935–1937 годах Н. М. Сидельников читал лекции по исто- рии музыки в Калининском театральном училище, выступал как скрипач в кинотеатрах «Вулкан» и «Эрмитаж» — исполнял клас- сическую музыку перед началом вечерних сеансов. Современному зрителю и слушателю уже трудно представить, что музыка к каждому театральному спектаклю звучала в те годы вживую, и оркестр работал на каждом представлении. В тверском драмтеатре эту музыку писал Н.М. Сидельников. Будучи челове- ком высокой культуры и разносторонней образованности, он смог создать запоминающееся музыкальное оформление к произведе- ниям русской и мировой драматургии: пьесам А.Н. Островского и И.С. Тургенева, В. Шекспира и Лопе де Вега, К. Гольдони и О. де Бальзака, П. Бомарше и Э. Ростана, М. Горького и Н. Погодина. Созданием музыкального сопровождения к театраль- ным спектаклям Н. М. Сидельников занимался в течение всей своей жизни, написав в 1955 году музыку к спектаклю «Чертова мельни- ца» по пьесе И. Штока и к инсценировке по роману Ф.М. Дос- тоевского «Униженные и оскорбленные», а в 1959 году — к спек- таклю «Алмазы» по пьесе тверской писательницы Н. А. Глазовой. Семейный портрет В начале 1920-х годов Н.М. Сидельников женился на дочери зем- ского врача Алексея Васильевича Сперанского, 38 лет служившего в больницах Старицкого уезда Тверской губернии — Марии Алек- сеевне Сперанской (1894–1972). Она была профессиональной певицей, обладала замечательным лирико-колоратурным сопрано, училась у знаменитого вокального педагога начала века Умберто Мазетти (1869–1919) и в молодости пела на сцене Большого теа- тра со знаменитым русским певцом Григорием Степановичем Пи- роговым. Ее любимыми вокальными партиями были Снегурочка в одно- именной опере Н.А. Римского-Корсакова и Лиза в «Пиковой даме» П.И. Чайковского. Часто они вместе с Николаем Михай- ловичем пели дуэтом на сцене и в домашних концертах, любили русские романсы, особенно «Гори, гори, моя звезда…» и ита- льянские песни «Санта Лючия», «Вернись в Сорренто». 8 Цит. по ст. Н.К. Дроздецкой «Рожденный для музыки и света» / Литературный альманах «Тверь»: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1999. С. 233. МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА СПЕРАНСКАЯ, В ЗАМУЖЕСТВЕ СИДЕЛЬНИКОВА. Мать композитора. 1920

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1